Зрительская рецензия на спектакль
"Сон с продолжением" от Иринаты
(
http://www.eugeneredko.narod.ru/son_retsenzia.html)
Цитата:
14 февраля 1986 года. Иду по длинному пустому переходу от эскалатора к выходу из метро. Рядом семенит маленькая дочь, в своей пушистой белой шубке похожая на медвежонка. В этот день в Центральном Детском театре премьера – спектакль, поставленный по пьесе Сергея Михалкова «Сон с продолжением».
Пьеса эта была опубликована в журнале «Театр», внимательно прочитана, и, честно говоря, произвела не самое сильное впечатление. Однако любимый с давних пор театр не раз преподносил сюрпризы, «вытягивая» произведения совсем почти безнадежные. Тем более интересно, каким будет сценическое воплощение сказки, представленное новым и очень интересным главным режиссером ЦДТ Алексеем Бородиным…
Тяжелый оливковый занавес театра. Белый журавль на авансцене. Долгий проигрыш звенящей сказочной мелодии. Девочка, которой снятся волшебные сны – сны с продолжением. Яркие костюмы кукол, замерших в витрине игрушечного магазина. Странный, похожий на картины Чюрлениса, город на заднике сцены. Взмывающая в небо призрачная белая птица. Размерянные шаги марионеток-солдат. Взмахи крыльев гигантской яркой бабочки. Мыши, страшные своей одинаковой гнусной серостью. Осторожные шаги героев по узкому карнизу…
Театр и вправду сумел превратить простенькую пьеску с немудреным басенным финалом-моралью о том, что хорошие дела надо совершать не во сне, а наяву, в сказку из числа тех, которые хочется рассказывать на ночь любимым детям…
Время не сохранило в моем театральном архиве программку того, премьерного спектакля. Из всех, кто играл в нем, запомнились лишь трое – Татьяна Аксюта в роли девочки Любы, Евгений Дворжецкий, сыгравший Щелкунчика-Мило, да великолепный Михаил Андросов – Снежный Король…
27 декабря 2003 года. Быстро бегу по узкому от торговых стендов переходу от эскалатора к выходу из метро. В этот день в РАМТе утренним спектаклем идет «Сон с продолжением». Почти 17 лет спустя – тот же зал, тот же спектакль и даже места в зале – почти те же самые…
Тяжелый оливковый занавес театра. Белый журавль на авансцене. Долгий проигрыш звенящей сказочной мелодии…
Стоит ли вступать в одну реку дважды?
И как передать ощущения от постановки, в которой ты, оказывается, помнишь все мизансцены – при том, что много лет спустя смотришь совсем другой спектакль… Поблекли и поизносились костюмы кукол. Осторожные шаги по карнизу превратились в непонятную пантомиму, в которой за героев не страшно, ибо видишь – позади них не страшная пустота, а прочные доски пола. Полчища мышей, так пугавшие когда-то, странно и смешно напоминают персонажей стёбной молодежной рекламы…
Редко кому из травести удается, как удавалось это Татьяне Аксюте или Янине Жеймо, на сцене и в кино не только выглядеть ребенком, но и почти быть им. Девочка Люба Аксюты уходила в своих снах в сказку от серой обыденности дневной жизни, надоевших указаний о том, что в этой жизни правильно, а что нет. Она была восторженным ребенком с огромными сияющими глазами, без колебаний отдававшим волшебный перстень-оберег тому, кому он был больше нужен - и оставалась беззащитной перед лицом опасности. Она бесстрашно кидалась с маленькой туфелькой в руке на мышиного короля – и, как это бывает только в сказках – побеждала.
Нынешняя Люба – Татьяна Веселкина просто… травести. В ней нет фантазии и изысканности, и сказку свою она и смотрит, и пересказывает потом без восторга, как что-то много раз проговоренное и уже надоевшее. Она не приходит в восторг от волшебных подвигов, лениво жует конфеты в королевстве Сластей и забывает мерзнуть в Снежном королевстве. А еще – она отнюдь не влюблена в некрасивого деревянного Щелкунчика. Может быть, потому во взаимодействии этих двух персонажей лучше всего смотрится сцена, где Люба неуклюже и грубо передвигает тяжелую деревянную куклу по дороге…
Евгений Дворжецкий играл своего героя изысканно и элегантно. Злыми чарами он был превращен в игрушку, но в нем всегда жила душа Мило – храброго офицера, опытного командира, доброго человека, нежного и страстного возлюбленного. Много лет он ждал чуда; именно это ожидание волшебства и сдружило двух героев – Мило и Любу. И не для того офицер взял с собой ребенка в долгий и страшный путь, чтобы спрятаться в трудную минуту за маленькой детской спиной. Он просто почувствовал в ней родственную душу человека, готового наперекор всему идти навстречу сказочным подвигам.
Прошло почти 17 лет… Но помню с точностью до движения, до полувзгляда, полувздоха сцену, в которой Мило-Дворжецкий после долгой разлуки снова видел свою возлюбленную – прекрасную танцовщицу Перлипа. Волшебная сила любви не менее волшебно приподнимала его над полом, переносила через всю сцену и бросала к ее ногам. Но через мгновение он вдруг понимал, что и ее, трогательную и изящную, коснулось страшное колдовство. И был страшный обратный прыжок-полет через сцену, и беда за секунду превращала бесстрашного красивого юношу - в уродливую деревянную куклу…
…Вот это и есть чудо Театра, когда на миг замирает сердце и непрошеные слезы подступают к глазам. То, ради чего хочется идти сюда снова и снова, с восторгом живя здесь и умирая…
Алексей Мясников – нынешний Мило – тоже элегантен и изящен. Но его сказка, как и сказка нынешней Любы, давным-давно рассказана, и от скучного повторения, увы, не становится лучше. Потому и возможна небрежность жеста и интонации, потому не возникает и тени настоящего, не наигранно-театрального чувства на красивом лице актера.
Что же осталось в спектакле почти без изменений – и осталось, безусловно, хорошим? Пожалуй, это сцены в Снежном Королевстве и в Королевстве Сластей.
Замечательна Принцесса Сладкоежка – Наталья Чернявская. Ее дворец – шоколадные стены, карамельные деревья и медовые реки, ее придворные – конфеты и шоколадки, а сама она – просто очаровательная сладкая женщина, игривая и изящная.
Прелестен, нежен и изящен дуэт супругов – Снежного Короля и Снежной Королевы (Евгений Редько и Маргарита Куприянова). Отточены и совершенны, как ледяные кристаллы, движения их танца. Старики долго прожили вместе (Е.Редько, кстати, прекрасно справляется с возрастной ролью), они понимают друг друга с полудвижения, когда протянутую женскую руку сразу встречает опора его руки. Снежной Королеве живется непросто со своим холодным и самовлюбленным супругом - но они будут вместе всегда, до конца жизни, потому что такова уж сила волшебной любви, когда-то охватившая их обоих…
…А дочка, что когда-то шла рядом со мной на премьеру, ту, старую театральную сказку не запомнила. Совсем. И потому в ночь под Новый год она услышала от меня новую для себя историю – историю о взмывающей в небо призрачной белой птице, о вечной любви Снежных супругов, о доблести, о подвигах, о славе… О девочке, которой снятся дивные волшебные сны – сны с продолжением…