А теперь - мой отзыв о премьере 8 января 2011 из блога:
Я не училась музыке в детстве, может быть способностей не было, а может быть родители не очень этого хотели. Тем не менее ее волшебство меня всегда манило.Еще ребенком мне было интересно: Как , вдруг , по мановению дирижерской палочки рождается чудо? Откуда композитор знал, составляя партитуру и распределяя части произведения между инструментами сколько и каких инструментов для этого необходимо? Отчего вдруг в одном музыкальном произведении так явственно слышится слышится шум воды, пение птиц , легкое дуновение ветра или грозные громовые раскаты? Что скрывает за собой огромное количество музыкальных инструментов в оркестровой яме?
Обычные детские вопросы, скажете вы... Однако современные дети , к сожалению редко соприкасаются с настоящей “живой “ музыкой. Совершенство технологий и цифровое звучание, как мне кажется , лишают ребенка естественных звуковых ассоциаций. Музыка все чаще становится просто дополнительным шумовым фоном, иногда приятным слуху и удачным, иногда нет.
Я не знаю, у кого именно родилась столь замечательная идея не просто познакомить детей и их родителей с настоящим оркестром, но и попытаться научить слушать музыку осознанно, погружаясь в волшебный мир фантазий и ассоциаций и попутно осваивая названия музыкальных инструментов. Но я знаю, что воплотилась она в малом зале музыкального театра Им. Станиславского и Немировича –Данченко на этой рождественской неделе.
Идея, так хорошо описанная абзацем выше, для детской аудитории во сто крат сложнее для взрослой. Как удержать детское внимание и вовлечь в процесс? Как научить правильно слушать и слышать? Каким языком рассказать это ребенку, чтобы не получился очередной урок, да еще и в каникулы и выходные дни, когда просто учится совсем не хочется? И , наконец, кто бы смог им все это рассказать? Музыковед? Актер? Актриса?… Прежде всего, - человек бесконечно любящий музыку!Тонко чувствующий зал и способный передать свои эмоции зрителям!
Я думаю, что создатели не ошиблись с выбором, пригласив на роль рассказчика - актера РАМТа Евгения Редько.И не только от того , что он виртуозно владеет залом и способен своей энергетикой зажечь и гораздо большее количество зрительских сердец.Не от того что он потрясающий рассказчик и слушать его можно часами. Главное – это его давняя и трепетная любовь не только к театру, но и к музыке.
Но что же нас ожидало в зале? Сегодня – большая часть зрителей от 5 до 7 лет, кто с родителями, кто с бабушками и дедушками. Еще минутой раннее они весело резвились в фойе, а сейчас они уже в предвкушении…
На сцену выходит настоящий оркестр.Музыканты устраиваются на своих местах, пробуют инструменты…Место за дирижерским пультом свободно и вдруг в зал входит человек, в обычном деловом костюме, занимает место дирижера взмах руки … и …
Действие начинается! Через минуту он уже освободит это место, для настоящего дирижера Феликса Коробова и начнется его рассказ…
Рассказ взрослого человека обращенный к детям , как к равным. Он будет предварять музыкальные фрагменты, и иногда сопровождать их. А дети все это будут СЛУШАТЬ, радуясь , что распознали птичьи трели в звуке флейты, в фаготе услышали ворчание дедушки, в гобое – утку, в кларнете – кошку,в валторнах волка , а в скрипичном ансамбле Петю. ( первая часть посвящена произведению С. Прокофьева Петя и волк). Они не просто услышат, они увидят как выглядят эти инструменты и наверняка узнают их , когда увидят в следующий раз.
Вторая часть – своеобразная интерактивная игра в детские ассоциации. К. Сен-Санс, Карнавал животных. 14 коротких пьес, четырнадцать загадок в зал, отгадка только в музыке и детском воображении. Рассказчику так трудно сдержать себя от подсказок! Казалось бы , отбросить все условности и используя весь свой актерский потенциал показать детям и льва , и антилопу, и обезьян, и аквариум… Но, нужно же научить детей ассоциациям внутренним, рожденным музыкой и музыкальными инструментами, а от этого остается только слушать вместе с ними, по-детски радуясь их угадываниям. Во второй части инструменты добавляются и заполняют практически всю сцену.Дети, особенно в первых рядах , все более вовлекаются в процесс и искренне радуются. Некоторым даже немного жаль, что действие закончилось…
Дальше все как обычно… Аплодисменты, поклоны, цветы.
И еще мне хочется поблагодарить тех, чьими стараниями эта замечательная идея нашла свое воплощение. Кто поддержал ее и пошел на большой риск, в наше непростое время. А я буду ждать продолжения и рекомендовать своим знакомым , у которых есть дети подходящего возраста , подарить себе и им эти полтора часа необычного знакомства с оркестром…
P.S. и еще немного - это НЕ спектакль в привычном смысле. Это образовательный проект! Если вы без детей, закончили музыкальную школу и все это слышали на занятиях неоднократно и т.п. - то может быть ходить не стоит.
|