http://vkalitva.livejournal.com/18164.html Посмотрел «Берег утопии» Стоппарда в РАМТе.
Давно хотел побывать, но… Чтобы одолеть за одну субботу три полноценных, более чем двухчасовых спектакля, - на это ж надо решиться. Я решался года два. Как часто бывает, подтолкнула мелочь. У РАМТА есть в ЖЖ страница, и театр перед новым годом провёл акцию на спектакль 16 января: жж-эшникам – все три части по цене одной.
Так я оказался на этом самом «Берегу». И ещё подбил Рахиль Гуревич. Я высидел все три части (12.00, 15.00, 18.00), а Рахиль - две последние.
Главное впечатление от всех трёх частей-спектаклей: громадина, водопад, поток событий и лиц, монологов, диалогов, политических, литературных и философских споров, лирических сцен и сцен вооружённого восстания.
Сорок лет 19-го века, от расцвета Пушкина до александровских реформ, - в сценах с хрестоматийными лицами русской и мировой истории.
Первая часть – «Путешествие» - самая лирическая, действие в основном в Премухине, имении Бакуниных, в 30-ые-40-е. Большая дворянская семья, сёстры Михаила, будущей звезды русского и мирового анархизма и гости: Станкевич, Белинский, Герцен, Тургнев и другие.
Вторая и третья части - «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» - действие в основном в Европе, на первом плане Герцен, его семья, его окружение – от Аксакова и Грановского до Маркса, Кошута и Блана.
Отличные актёрские работы. Исаев (Герцен), Уварова (Натали), Морозов (Бакунин), Цимбал (Бакунин-старший) и многие, многие другие. Но лучший, на мой взгляд, – Евгений Редько (Белинский и Луи Блан). Монолог Белинского о русской литературе (о том, что её в России нет) в Премухине перед Бакуниными - поистине великолепен.
В общем, замечательная работа РАМТа. Снимаю шляпу перед всеми участниками.
Тем не менее, должен сказать вот о чём.
То опасение, которое удерживало меня от посещения «Утопии» все эти два года, было не напрасным. Это было сомнение: удастся ли адекватно, нормально воспринять такую гигантскую, в прямом и переносном смысле, вещь - как говорится, за один присест.
Так вот, моё субъективное мнение: не удаётся.
Событийная и художественная плотность материала так велика, что к началу третьей части стираются подробности первой. И тут уже не до таких тонкостей, как стоппардовские сдвиги действия вперёд-назад во времени. (Девушка за моей спиной удивлённо спрашивает: как же так, ведь Станкевич уже умер?..).
Наверное, человеческое эмоциональное восприятие всё-таки ограничено в единицу времени…
Лично я с удовольствием посмотрел бы «Утопию» в три вечера. Не торопясь, спокойно, ещё и заглянув между спектаклями в книги, чтобы освежить исторические подробности.
Некоторые, кстати, так и делают. Я сам видел, как две дамы уходили после первой части. Сказали, что теперь пойдут на вторую в начале марта, в следующую «великую субботу».