Виссарион Белинский (Евгений Редько) и Николай Станкевич (Александр Доронин)
Белинский в спектакле – некий центр, невольно притягивающий к себе всех основных персонажей. Он как бы объединяет их. Каждый из его друзей, чувствуя его важность и значимость, будет спорить с ним с пеной у рта.
Редько играет Белинского именно неистовым. Неистовым в суждениях, порывах и желаниях. Он неуклонно идет к своей цели. Он вбирает в себя все, что дает ему общение со Станкевичем, Герценом, Тургеневым, Бакуниным.
Для Редько его персонаж не памятник, а человек живой, ошибающийся, умеющий иронизировать над собой.
Белинский у Редько, кажется ни минуты не способен стоять спокойно. Мысли, вибрирующие в нем, не дают поблаженствовать. Он должен непременно шлепнуть их на бумагу, пока не разбежались, поделиться ими с друзьями и всем миром.
Становление героя происходит как-то стремительно, как все в его жизни. Он спешит жить. Вот перед нами ссутулившийся, скромный молодой человек, всего опасающийся, а более всего – что кто-то распознает его неученность. Актер очень точно передает все эти чувства и не боится делать своего героя смешным, неловким.
Но странное преображение происходит с ним, едва он начинает говорить о том, что его тревожит. Удивительно, но больше всего этого Белинского занимает вопрос о национальной литературе, о желании быть литературным критиком.
То самое мгновение, когда он внезапно «включился», поймать невозможно. Вот он сидит, отвернувшись ото всех, даже отгораживаясь руками. Момент – и он уже, захлебываясь говорит о том, что гнетет его.
Руки у актера ходят ходуном, он, будто не в силах их остановить, они чертят в воздухе какие-то немыслимые знаки, глаза горят, голос взволнованно звучит в тишине то громче, то тише… Та самая «интеллектуальная страстность», о которой писал Павел Руднев, буквально распирает и актера, и персонаж.
Но и потухает он так же быстро. И снова – неуверенность, попытка закрыться и убежать…
Редько наделил своего героя мудростью. Но мудрость эта зиждется на интуиции. Удивительно, но едва его Белинский берется подгонять российскую действительность под умозрительные заключения немецких философов, как мудрость дает сбой.
Вопреки собственному утверждению, что ему не хватает «поэзии практического дела», он именно поэт этого дела. Как иначе назвать его желание писать статьи, искать жемчужины среди невероятного количества «литературы», издавать журнал…
Для Редько его герой – некое воплощение России. Возможно, немного пафосно, но так оно и есть.
Ему поразительно скучно за границей, среди спокойного течения жизни, в бесцензурном пространстве. Нужность свою он ощущает именно там, где беспощадно режут его статьи, но при этом «еще за неделю до появления номера, студенты крутятся у лавки Смирдина, а потом выискивают то, что упустил цензор».
В Белинском Редько удивительным образом сочетаются детскость, ирония (и самоирония), романтизм и реализм.
С его уходом закончилась эпоха, все вспоминают, что они делали в тот день, когда его не стало…
http://www.modern-theater.ru/aktery/por ... skogo.html