это мой собственный пост в жж , да простит меня Елена за грамматические огрехи..
РАМТ.Фантазия для драматического артиста, гобоя и оркестра... Прошло несколько дней с премьеры спектакля Портрет в РАМТе, премьеры давно ожидаемой, но видимо с произведениями Н.В. Гоголя всегда непросто, а тем более, когда все это представлено зрителю в весьма нетрадиционной форме изложения. Итак литературный материал , собственно сам рассказ Портрет : это фантастическая история одного превращения. Что стало его причиной: слабость перед соблазнами или мистическое колдовство? Может ли талант убить человека? Что происходит, когда на смену увлеченности и жажде творчества приходит стремление к житейским удовольствиям, благополучию, славе и богатству? Можно ли противостоять этому соблазну и сберечь дарованный небесами талант? Сам Гоголь несколько раз отвечал себе на этот вопрос и переписывал это произведение заново озаренный новым видением его с течением времени… Теперь собственно замысел и его воплощение на сценических подмостках… Рассказ сокращен почти вдвое и представлен в виде фантазии для драматического артиста, гобоя и оркестра. На мой взгляд , и режиссер постановщик А.В.Бородин в одном из интервью перед спектаклем говорил о том же, в спектакле три основные линии драматическая в исполнении Евгения Редько, музыкальная в исполнении солистов ансамбля Эрмитаж и его руководителя Алексея Уткина и световая в блестящем исполнении Ольги Наумовой ( скажу честно, мне редко когда нравится свет в РАМТовских спектаклях, но в этом они превзошли самих себя). И вот что в результате увиделось… Прежде всего декорации – они просто замечательные за это низкий поклон художнику постановщику С.Бенедиктову, шпалеры с рисунками в стиле Гоголевских иллюстраций той эпохи не только прекрасно обрамляли зал , но создали уникальное камерное пространство спектакля. А сценический реквизит, в виде рам , то превращался в сундук, то перемещаясь по сцене совершенно менял зрительское восприятие . Обыкновенная деревянная кровать то становилась окном, то дверью, то превращалась в мольберт, то ложилась непосильным грузом на плечи мятущегося художника… Ведущих партий в спектакле тоже было три, временами две сливались в дуэт, и даже иногда получалось замечательное трио, но чаще все-таки это было соло. Замечательное, талантливое , блестяще реализованное но общей картины действия , несмотря на общий премьерный драйв и сотворчество не возникало. Вернее не так, оно возникало, но изредка и на сцене были и художник Чартков, ростовщик, художник Б, монах и Гоголь и его мистические фантазии, но иногда это было…. просто потрясающее музыкальное произведение, которое никак не попадало в Гоголевский образ, и хотелось воскликнуть ну почему Б.Бриттен, Г.Ф Телеман, Г.Перселл и т.д. а не что – то менее грандиозное, но более близкое к лиризму и поэтике Гоголевских текстов… И на следующий день после спектакля, я старательно искала эту музыку в сети интернет, что бы еще раз послушав, разобраться и вдруг пришло озарение, что на самом деле в этой музыке такая бездна всего, что может быть только проникнув в душу , она цепляет именно те струны, которые звучали в Портрете и выбор был предопределен?... А тем временем в интернете уже завязалась дискуссия между зрителями, кто-то из гостей на форуме актера Евгения Редько попытался именно с этой точки зрения объяснить чем мог быть вызван такой подбор музыкальных произведений… А кому-то больше гораздо уместнее показалась русская духовная или народная музыка? Кто тут прав, рассудит тот же зритель, а может быть просто время. Ведь наше восприятие тоже меняется в стремительном течении жизни, и может быть действительно настоящая музыка «интернациональна»? Увы в этом я точно даже не дилетант, а полная невежда. Поскольку совсем недавно стала испытывать внутреннюю потребность в хорошей классической музыке и по иному стала ее воспринимать, так что я еще в начале пути… Вернусь к актерскому воплощению замысла, оно несомненно было блестящим, Евгений Редько, как я уже говорила выше был и художником Чартковым , и художником Б и рассказчиком и монахом и во всем этом отчаянно прорывался Гоголь, временами даже, вполне ловко,несколькими взмахами расчески по мокрым волосам портретное сходство с писателем усиливалось… Он метался в сонном полубреду, неистово бросался к мольберту, страдал, жил ..и умирал, и возрождался вновь , пройдя через монашеское отшельничество Он превращался то в надменного щеголя, то в его словах сквозило уничижение , а иногда это просто была самоирония, временами в него вселялся дьявол, но вот уже другая глава и перед нами учтивый и взволнованный молодой художник Б со своей историей зловещего Портрета. А почти в самом конце он «прекрасный , почти божественный старец»(с) поучающий своего сына обретенной им в страданиях, душевной мудрости: «Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога — не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори всё кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе.» (с)и на мой взгляд основная мысль всего этого произведения, к сожалению потерявшаяся в сценической редакции, (или не услышанная мной) но все равно , пусть косвенно донесенная актером: « Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.»(с) И теперь собственно итог : Спектакль состоялся. Интересное поставочное решение избавило его от возможной монотонности и скуки моноспектакля. Режиссерский замысел нашел блестящее актерское воплощение. Конечно еще все не так хотелось бы видеть, но хочется все списать на премьерную несыгранность и волнение. Но в целом мне он понравился.
_________________ Блаженства суть - во всю умчаться прыть, покрыться бронзой лунного загара, сойти с ума, копытом землю рыть. И дьявол с ним - какая после кара!
|