взято
отсюдаКонцерт без дураков "Антиформалистический раек" в исполненииА.Мочалова
Когда "временные финансовые трудности" газеты "Культура" как-то уж очень затянулись и главный редактор "замучился пыль глотать" от безрезультатных походов к знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым банкирам в поисках недорогого кредита... Когда банкирское "кризис, понимаешь ли" стало видеться ему по ночам в виде горящих букв на стене таинственного финансового храма... Когда он, остановив свой бессмысленный кредитный забег возле редакционного подъезда, уже готов был произнести пришедшие на ум строчки из Некрасова: "бывали хуже времена, но не было подлей"... Как раз в этот самый момент в его разгоряченную мыслями о бренности "Культуры" голову пришла простая и ясная идея, что времена куда как поподлей нынешних бывали. Что поскольку от неумеренного употребления слова "кризис" всех уже начинает подташнивать, то избавиться от него можно, только произнеся это слово в последний раз и как можно громче, и что, наконец, спасти "Культуру" может только культура.
Так родилась идея благотворительного концерта под названием "Антикризисный раек. Кризисы приходят и уходят - "Культура" остается". Дальше оставалось не так уж и много - идея требовала срочного воплощения. Надо отдать должное братьям по культурному сообществу: все, к кому мы обратились, ответили мгновенным согласием.
На просьбу поддержать газету откликнулись и самые именитые, и юные, только делающие первые шаги, артисты. В этот вечер мы словно перелистали виртуальный номер газеты. Вот фотография - "Антиформалистический раек" Д.Шостаковича, убийственное, хлесткое сочинение композитора, которого не смог растоптать в свое время тоталитарный режим. Одиозные персонажи периода борьбы с формализмом, поданные артистично и карикатурно, оказались узнаваемыми благодаря яркому исполнению солиста Камерного театра Алексея Мочалова. "Раек" Шостаковича давно значится в репертуаре этого талантливого певца, и всякий раз удивляешься неистощимой фантазии и новым смешным нюансам, которыми обрастает его интерпретация. В общий ансамбль, сложившийся, в силу обстоятельств, "на ходу", прекрасно вписались и хор "Геликон-оперы", и Симфонический оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории под управлением Анатолия Левина. (Остроумные музыканты уже переименовали его в "Кафедральный оркестр").
Идея победы над любыми сюрпризами, преподносимыми жизнью, была последовательно проведена сквозь все первое отделение концерта. Финал Пятого, "Императорского" фортепианного концерта Бетховена в классическом исполнении Николая Петрова заставил вспомнить знаменитые слова композитора: "Я схвачу судьбу за глотку, и не позволю, чтобы она меня сокрушила. Это так прекрасно - тысячу раз проживать жизнь". А потрясающий "Гимн наций" Верди стал действительно моментом истины, вселяющим даже некоторое воодушевление и веру в радужные перспективы завтрашнего дня. Во всяком случае, на таком подъеме выступали квартет солистов "Геликон-оперы" - Николай Дорожкин, Светлана Создателева, Ксения Вязникова и Игорь Тарасов, хор и консерваторский оркестр.
Среди монументальных полотен не затерялись ни нежная "Пастораль" Лефебюра-Велли в исполнении первого российского органиста Гарри Гродберга, ни "Цыганка" Равеля, сыгранная одареннейшим молодым скрипачом Павлом Милюковым. Слова поэта, процитированные в этот вечер главным редактором "Культуры" Ю.Белявским, "какие хорошие дети выросли, какие красивые умные лица!" - метафорически точно относятся ко всей молодежи, участвовавшей в концерте. И к хрупкой выпускнице Хореографической академии Даше Хохловой, и к детскому ансамблю Школы-студии при Ансамбле Игоря Моисеева, станцевавшему под занавес фламенко, поставив таким образом финальное многоточие. Кризисы приходят и уходят, культура остается, прорастая и умножаясь в новых поколениях.
Листая воображаемые страницы газеты, мы встретились во втором отделении с целым созвездием наших драматических актеров разных поколений. Стихи Давида Самойлова, сейчас, к сожалению немного подзабытые, с удивительной отдачей и свойственным ему неподражаемым блеском прочел Константин Райкин, а Николая Гумилева и вновь Давида Самойлова (так, не сговариваясь, два прославленных актера остановили свой выбор на этом выдающемся русском поэте ХХ века) мягко и проникновенно читал Игорь Костолевский.
После монолога Белинского из суперпопулярного спектакля Российского Молодежного театра "Берег утопии" в исполнении артиста Евгения Редько даже захотелось освежить в памяти хрестоматийные труды неистового Виссариона. Хотя со сцены звучал текст, написанный выдающимся английским драматургом Томом Стоппардом, посвятившим свою трилогию русским писателям, философам и мыслителям ХIХ века.
Одним из украшений вечера стала неподражаемая Илзе Лиепа с танцевальной миниатюрой "Рандеву", в которой под музыку Мишеля Леграна искусно являла собой и мужчину, и женщину, поворачиваясь к нам той одной, то другой стороной своего остроумного дарования. Впрочем, все хореографические номера внесли свежую струю в академическую обстановку Большого зала. И "Танец с веерами", один их "хитов" Ансамбля имени Игоря Моисеева, и фрагмент из знаменитого "Необыкновенного концерта", с которым приехали в гости к "Культуре" артисты Театра кукол имени С.Образцова. "Мы не видели, как выпускается газета, но можем показать, как делаются наши спектакли", - объявили кукловоды и показали публике филигранную синхронность и остроумные приемы кукловодов, которые обычно скрыты от непосвященных ширмой.
Возвращавшиеся с концерта слушатели, среди которых были не только VIP-персоны, но и меломаны-завсегдатаи БЗК ("концерт без дураков", как весело заметил Константин Райкин, имея в виду, что в зале сидели только умные) между собой делились впечатлениями от этого действительно "необыкновенного" концерта. И сходились во мнении, что он был задуман и исполнен с любовью к искусству и его людям. Это правда. Потому что любовь есть действие. А спасает в любой ситуации только действие, освященное любовью к той самой культуре, которая остается в России даже тогда, когда кончаются деньги.
Редакция газеты "Культура" благодарит за участие в организации и проведении благотворительного концерта:
Ректора МГК им. П.И.Чайковского Тиграна Алиханова.
Петра Татарицкого, ведущего концерта.
Театр "Геликон-опера", его художественного руководителя народного артиста России Дмитрия Бертмана и особо зам. худрука, режиссера концерта Илью Ильина.
Симфонический оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования МГК и дирижера заслуженного артиста России Анатолия Левина.
Хор Театра "Геликон-опера" и главного хормейстера заслуженного артиста России Дениса Кирпанева.
Артисты ГЦТК им. С.Образцова
Солиста Камерного музыкального театра п/р Б.Покровского народного артиста России Алексея Мочалова.
Народного артиста СССР Николая Петрова.
Лауреата международных конкурсов Павла Милюкова.
Лауреата международных конкурсов Алену Колесникову.
Солистов Театра "Геликон-опера" лауреата международных конкурсов Светлану Создателеву, заслуженную артистку России Ксению Вязникову, заслуженного артиста России Николая Дорожкина, заслуженного артиста России Игоря Тарасова.
Народного артиста России Константина Райкина и завлита Театра "Сатирикон" Наталью Гладкову.
Народного артиста России Игоря Костолевского и завлита Театра им. Маяковского Тамару Браславскую.
Заслуженного артиста России Евгения Редько и художественного руководителя РАМТа народного артиста России Алексея Бородина.
Народного артиста России Гарри Гродберга.
Народную артистку России Илзе Лиепа.
Артистов Ансамбля им. И.Моисеева: Наталию Угрозову, Наталию Матус-Марчук, Алсу Гайфуллину, Евгению Бахареву, Ирину Галушкину.
Студентку МГАХ, лауреата международных конкурсов Дарью Хохлову.
Школу-студию при Ансамбле им. И.Моисеева.
Артистов ГАЦТК им. С.В.Образцова: Романа Богомольного, Александра Горбунова, Анатолия Вещикова, Николая Сутормина, Нину Шмелькову, Романа Квашнина, Сергея Бусарова, Александра Семушкина и завлита театра Александру Егиазарян.