Немного о первоисточнике из Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1% ... 0%BD%D1%8C Автор: Владимир Набоков.
Жанр: роман
Выпуск: 1936
Страниц: 192
978-5-352-00693-1
«Приглашение на казнь» — роман В. В. Набокова.
Написан на русском языке в берлинский период жизни. Появился в печати в 1935—1936 годах.
Место и время действия определить непросто, они содержат много фантастических элементов. Условно можно представить, что в отдалённом будущем в России, когда цивилизация выродилась и застопорилась. Так, наличествует фотография, где «белозубый президент на вокзале в Манчестере пожимает руку умащенной летами правнучке последнего изобретателя». Изменения в мире описаны так:
«Упиваясь всеми соблазнами круга, жизнь довертелась до такого головокружения, что земля ушла из-под ног, и, поскользнувшись, упав, ослабев от тошноты и томности… сказать ли?.. очутившись как бы в другом измерении --.»
Главный герой попадает под суд за «гносеологическую гнусность» и «непрозрачность», то есть отличается от окружающих и непонятен им. Намекается, что и его отец был таким, хотя мать почти не рассмотрела его. Другой намёк сообщает о других сверхъестественных свойствах героя: «сошел на пухлый воздух» — полетел? Процесс над героем ведётся по всем правилам абсурда, и смертный приговор камуфлируется фразой: «с любезного разрешения публики, вам наденут красный цилиндр».
По мере хода действия, всё более ясно становится, что окружающий мир иллюзорен, и настоящим человеком является лишь герой. Тем не менее, герой поднимается на эшафот, где ему должны отрубить голову. Власти издевательски объявляют, что
«сегодня вечером идет с громадным успехом злободневности опера-фарс „Сократись, Сократик“„,
то есть герой должен пассивно и стоически умереть, как Сократ. Тем не менее, в последний момент герой отказывается от непротивления, и самый акт неповиновения спасает его из власти иллюзорного мира:
“зачем я тут? отчего так лежу? — и задав себе этот простой вопрос, он отвечал тем, что привстал и осмотрелся… и Цинциннат пошел,.. направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему.»
При жизни автора роман (как и другие его произведения) не публиковался в СССР, где Набоков считался эмигрантом антисоветского направления.