«Система Станиславского – догма или …» (встреча в лектории Бахрушинского музея) Ведущие: веселый интеллигент Александр Рубцов, заместитель директора музея, юное создание Вера Тарасова, театровед. Участники: Наталья Петрова (Щепкинское училище, педагог), Олег Кудряшов (ГИТИС, педагог), Евгений Князев (Щукинское училище, ректор, артист театра им. Вахтангова), Евгений Редько (РАМТ, артист). А также: гости в зале всех возрастов, обоих полов и максимально различного уровня профессиональной подготовленности – от специалистов до дилетантов.
Начну с притчи, рассказанной Н. Петровой из жизни ее коллеги. В квартире театрального деятеля Ирины Витальевны возникли проблемы с водосливом в ванной. Вызванный сантехник долго сопел, ползал по коммуникациям и наконец изрек, спросив имя-отчество хозяйки: «Ну что, Ира! Менять надо всю эту СИСТЕМУ СТАНИСЛАВСКОГО!» На вопрос, что это значит, туманно пояснил, что это такое профессиональное выражение, ей не понять.
«Я – в предлагаемых обстоятельствах» - вот и весь багаж «знаний» о системе Станиславского, который я внесла в лекционный зал (забегая вперед, скажу, что там его и бросила – мешал унести новое). Всегда меня настораживало это «я». Помните диалог педагогов из фильма «Доживем до понедельника»? - Им отдаешь себя всю до капли, а они… - Что у нас есть, чтоб отдать – вот вопрос! Все мы люди, все человеки, но имел ли в виду Шекспир артиста N, сочиняя «Гамлета»? Вот что меня настораживало, что мешало доверять «Системе», как (в духе сантехника) понимала ее я до сих пор. Нечто огромное, сомнительное, ржавое и даже небезопасное – как трубы вышеупомянутой ванной. Разумеется, я ошибалась.
Вечер начался с показа снятой на пленку репетиции, которую сам Станиславский проводил на дому с группой маститых актеров (не рискну напутать с именами). Их маститость бросалась в глаза с первой же реплики, но Станиславского, как оказалось, не устраивало именно это. Разве начинаете вы живой разговор с обсуждения того дела, которое свело вас, вопрошал он. Нет, вы сначала прощупываете собеседника, подготавливаете для общения почву – и где-то на середине вашего текста настанет момент, когда сцена, которую вы полагали в разгаре, наконец начнется. Разве вы не умеете лгать в жизни? – задал он лукавый вопрос даме. И, что примечательно, дама тотчас начала обманывать режиссера, преуменьшая свои достижения в этой области. Жаль, что запись была такой короткой, может быть, где-то можно посмотреть больше?
Поначалу на подмостках были только ведущая, Н. Петрова и О. Кудряшов. (Разрешите перейти на инициалы?) НП, которой предоставили слово первой, посмотрела на зал и сказала: «Зачем пришли все эти люди?», тем самым поставив всем нам СВЕРХЗАДАЧУ: пришли мы сознательно или случайно, по необходимости или велению чувств, желаем провести время или развиваться – и в каком направлении, собственно говоря… А самой Системе НП дала определение – АЗБУКА. Можно писать шедевры – а можно на заборе. Зависит от личности.
О. Кудряшов говорил о ДЕЙСТВИИ – «кирпичике» Системы, как он выразился. Его выступление я бы назвала «Система Станиславского для чайников», то есть для таких непродвинутых дилетантов, как я. Все, кто хоть что-нибудь знает, вряд ли записали в блокнот, как я: «Действие должно быть противоположно тексту, оппозиционно ему, оно должно взрывать текст. Любое переживание, побуждение должно быть выражено во внешнем действии». До сих пор в этом смысле я знала лишь принцип Чаплина о настроении музыки и сюжета на экране – что он желал их противоположности. НП добавила: на сцене нужно разгадать не то, что говорят и делают, а то, чего не говорят и не делают, но хотели бы говорить и делать герои.
НП и ОК уже несколько раз поглядывали за кулисы, и вот когда в разговоре всплыла фамилия Вахтангова, из-за кулис удалось выманить подъехавшего Евгения Князева.
Евгений Владимирович готовился к жаркому спору с г-ном Смелянским, который по недомоганию не появился в Бахрушинском. Ему следует засчитать техническое поражение, ибо ЕК всё-таки пересказал основные тезисы заготовленной речи о Вахтангове как любимом ученике Станиславского и выразил патриотическое возмущение термином «турандотовщина», примененным к стилю «вахтанговской школы». Относительно Системы ЕК сказал, что она идеальна для обучения, в отличие от подхода М. Чехова (на вопрос из зала), который годится лишь для талантливейших и состоявшихся артистов. ЕК даже смело предположил, что, умело применяя Систему, актерскому мастерству можно научить вообще каждого – и много есть на театре профессионалов, до некоторой степени обделенных искрой Божьей, которым именно овладение Системой и гигантское трудолюбие дали тот успех, которым они пользуются в своей сценической деятельности.
Московское время 20.00. В зале появился… ну вы понимаете. Влетел, впрыгнул, вбежал, вкрался, вскарабкался Евгений Редько. С охапкой красных тюльпанов. Которые тут же поставил в мгновенно найденную (а может, наколдованную) вазу возле портрета Станиславского (который проецировался компьютером и поэтому иногда «вис», сворачиваясь в скринсейвер).
До появления ЕР вечер продолжался минут 40. Еще через 45 всё закончилось. Надо ли говорить, что вторая половина встречи пролетела как миг единый и оставила по себе жгучее желание продолжать! Впрочем, сначала ЕР вникал в суть беседы, скромно угнездившись с краю сцены бочком к публике. Ей-богу, меня порадовало, что организаторы не оставили щели между фортепиано и сценой – неровен час он бы туда и забился, чтобы не мешать разговору…
ОК в это время, отвечая на профессиональный вопрос из зала, говорил, что Станиславский не сразу пришел к ДЕЙСТВИЮ как лучшей «ловушке для чувств». Сначала он брал само чувство, но оно оказалось неуловимо и неформулируемо, затем волю, но она тоже иногда подводит – и наконец выбрал действие как нечто вполне материальное, но коренящееся в «психофизическом самочувствии» героя и дающее, таким образом, ключ актеру для работы над ролью.
Ведущая обратилась к Евгению Николаевичу за его мнением по теме разговора.
Дальше должно быть, конечно, видео (кстати, вечер снят на камеру музея)… но я могу лишь по возможности близко к тексту цитировать по рваной стенограмме в моем блокноте, добавляя *мимику и жесты*: - Не будь здесь аудитории *приветливый кивок залу* я бы бросился сейчас репетировать, отдавшись этим замечательным педагогам. В какой-то момент я, конечно, схвачу руль и порулю со страшной силой… - Когда в школе начинают изучать химию? Так, предлагают 5, 6, 7 класс, возьмем среднее – шестой. Так вот в 6 классе я влюбился в учительницу химии. И стал учить химию, потому что надо же было соответствовать… а там эта Система Менделеева, каждый элемент в своем квадратике… вот и с Системой Станиславского так: уберите таблицу, дайте такую учительницу! Потому что педагог может сказать тебе нужное слово, может быть, сам не придав никакого значения, но оно в тебе откроет что-то… - Как я работаю? Я понятия не имею! Но я работаю, конечно же, по Системе: я влюблен! Станиславский писал («Моя жизнь в искусстве»): ничего не предлагаю и ни на чем не настаиваю, лишь делюсь удивительными открытиями. - На 1 курсе я любил этюды, когда ДО СЛОВ я мог выйти, уже неся «груз» роли *встал, спрятался за кулисы, вышел робким и неловким, споткнулся, извинился, сел* - кто я, откуда, зачем пришел… мы писали биографии своих героев. - Нужно пропитаться – знать страну, героя, читать другие пьесы этого автора, а без этого всё на сцене плоско, картонно, скучно – и это видно из зала и стыдно даже за маститых коллег *пряча голову в песок*. - Повторяй текст не «бу-бу-бу», а в полную силу, со смехом, слезами, страстью, на накале… - Моя преподавательница по сценической речи всегда говорила мне: Женя, наша работа каторжная! Я недоумевал, что ж я, на каторгу сюда пришел, мол, возьмите, я на каторгу хочу… - Не путать раскрепощенность и естественность с вседозволенностью… *внезапно, Князеву* - Ты понимаешь, о чем я говорю???
От такого «удара эстафетной палочкой» другой Евгений моментально взбодрился и пылко прочел стихотворение о возке бродячих комедиантов (простите мое невежество, я бы хотела узнать, чье оно, и перечесть). Это стало восклицательным знаком в финале вечера.
Последнее, чего всем пожелала Н. Петрова, было вспомнить, что театр – занятие интеллигентных людей, чтобы он не превратился в «театральный бизнес», которому Система Станиславского не только не нужна, но и может повредить.
_________________ То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.
Последний раз редактировалось Елена 29 фев 2008, 17:30, всего редактировалось 1 раз.
|