http://www.kultura-portal.ru/tree_new/c ... id=1019470Музей Гоголя: дом или съемная квартира?АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТатьяна КОВАЛЕВА
200-летие со дня рождения Николая Гоголя в столице намерены отметить широко: 1500 мероприятий - отнюдь не дежурных - запланировано в юбилейные дни. Театральная афиша включает более 40 названий спектаклей по произведениям Гоголя, до 9 апреля продлится в Москве посвященный ему театральный фестиваль. В городских кинотеатрах можно будет увидеть редкие гоголевские экранизации. Активно вовлечено в юбилейные торжества музейное сообщество. Основная экспозиция "Путешествие во времени" развернется с 18 апреля на площади в 2,5 тысячи квадратных метров в "Провиантских складах" Музея Москвы. В ней задействовано более 40 участников, в том числе и из Украины. Цель акции - проследить не только жизненный путь и духовные искания писателя, но и то, как интерпретировалось его наследие на протяжении полутора веков. В Государственном музее А.С.Пушкина 19 марта откроется выставка "Гоголевский бульвар", где также покажут много любопытного: от первого издания "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и публикаций в пушкинском "Современнике" до иллюстраций Марка Шагала к "Мертвым душам" (из фондов Третьяковки) и кожаного портфеля, в котором Гоголь хранил свои рукописи. На Новодевичьем кладбище отреставрирована выполненная Н.А.Андреевым ограда захоронения писателя, и наконец-то привели в надлежащее состояние его могилу. Как заверяет Москомнаследие, полностью подготовлены к празднику памятники Николаю Васильевичу - на Гоголевском (Н.В.Томского) и Никитском (Н.А.Андреева) бульварах. Обеспокоенность из-за небольшого отклонения от вертикальной оси вызывала андреевская скульптура, но после выравнивания и надежной фиксации она теперь в хорошем техническом и экспозиционном состоянии. Во всех столичных округах в эти дни проходят литературно-просветительские вечера, викторины, читательские конференции: "Гоголь и современность", "Сорочинская ярмарка", "Видимый миру смех и невидимые слезы" и другие. В школах классные часы, открытые уроки и беседы посвящаются Николаю Васильевичу. Дети пишут сочинения, рисуют, инсценируют "Ревизора", "Вия", "Тараса Бульбу". Молодежный центр "Галактика" организовал конкурс "Такой разный Гоголь". Одним из центральных, как заявлено на пресс-конференции Департамента культуры Москвы, событий станут Девятые Гоголевские чтения. Русисты и слависты из 13 стран уже пакуют чемоданы. Всего заявлено 84 доклада. Помимо разговора о том, что происходит в гоголеведении сейчас, дискуссий о национальном своеобразии и христианской основе творчества Гоголя, оценках его произведений различными литературоведческими школами, обещаны научные открытия и откровения. Чтения начнутся 1 апреля - в день рождения Николая Васильевича. А накануне, 27 марта, в полдень откроется Музей Гоголя. И это самый ожидаемый и самый нервный пункт юбилейных торжеств. До сих пор в России музея писателя, который является ее национальной гордостью, не было. Однако и этот вызывает, еще не открывшись, страстные дискуссии. Мы выяснили разные мнения.
Леонтий ОЗЕРНИКОВ, автор музейной экспозиции "Дома Гоголя", член Московского союза художников :
- Леонтий Владимирович, вы взялись за сложное дело. Как идет работа ?
- Я бы хотел заранее принести извинения стране и миру, что наше решение носит субъективный характер. Но этого не избежать. Наверняка появятся пожелания что-то дополнять, менять. Ведь Гоголь - это бесконечно огромное зеркало нашей жизни, культуры, традиций. И загадка его не разгадана. Труднее и сложнее работы у меня в жизни не было. С одной стороны, это счастье, с другой - дикое напряжение. Мы стремимся создать атмосферу поклонения и восхищения духом Гоголя, рассказать о его жизненном пути с сочувствием и сопереживанием, где трагические мизансцены перемежаются мистическими. Открытие музея никоим образом не поставит точку. Сейчас формируются инсталляции, где на авансцену выходит музейный предмет, который становится символом: конторка, сундук странствий, стол писателя, прощальный диван.
- Интересно, понравилось бы это Николаю Васильевичу? Во всяком случае, люди, которые всю жизнь изучали его творчество, критически относятся к этой концепции ...
- Гоголь был разный, он плакал и смеялся сто раз на дню. То демон, то ангел. Создать его однозначный образ невозможно.
Это будет экспозиционно активный музей. Не просто стереотипные витрины, где стерильно разложены вещи. Нет! Мы обращаемся к зрителю, у нас светопрограммы, элементы, провоцирующие размышление, сочувствие и, может быть, даже парадоксальные ощущения, и грусть, и печаль, и порывы, зовущие к творческому взлету. Пытаемся соединить домашнюю атмосферу, некий стиль конкретных хозяев здания, интерьер дома как пространства жизни и присутствие Гоголя как творца. Некоторые объекты быта обыгрываются стеклянными фигурами, светом, что позволяет им стать рассказчиками о событии, передать творческое напряжение. Дорожные впечатления, движение подсознания, грусть - у сундука странствий. Стол, за которым он читает 5 ноября 1851 года "Ревизора", спустя 15 лет после премьеры. Это последняя активная сцена выхода Гоголя в светский реальный мир. Сожжение, жертвоприношение, чистилище - рядом с камином. Диван в комнате памяти - место, где он почил после 9-дневного поста. Почти осознанный уход - как это трактуется в различных воспоминаниях, - прощание... И потом вдруг неожиданный энергичный всплеск в зале, который мы называем "воплощение", где биография иллюстрируется с помощью вещей, диорам, барельефов, графики. Это мир его произведений, такой Гогольград с его станциями: Миргород, Полтава, Сорочинцы, Петербург, Рим...
- Внутри вашего творческого коллектива царит единомыслие ?
- Все проходит дружно, хотя споры возникают постоянно. Мы все попали в некий капкан, который нас держит, создает ощущение ответственности. И даже страха, что не удастся ответить на трудные вопросы. Наш сценарий учитывает дыхание времени. В музее работают просто фанаты, люди, преданные памяти Гоголя без остатка. Я перечитываю его с утра до ночи, а ночью Николай Васильевич мне снится.
- Сейчас у вас самые горячие дни ?
- Да, стекла красим, проводим в день по несколько совещаний со сварщиками, со стекольщиками. Работа кипит. Но идей бездна. Хорошо бы в усадебном дворе устроить художественное пространство для фестивалей: "Иго-го Гоголь!!", "Ого-го Гоголь!" и отмечать там 1 апреля - День его рождения. Выпустить календарные публикации основных гоголевских работ, чтобы там и Хлестаков появлялся, и Коробочка пятки чесала желающим... И, разумеется, потом обменяться мнениями: что же в результате возникло в этом мемориальном комплексе и что можно и нужно улучшать и видоизменять. И, клянусь вам, все, что объективно будет достойно изменения, будем дорабатывать и шлифовать.
Игорь ЗОЛОТУССКИЙ, известный литературовед, председатель Фонда Гоголя:
- Дом 7-А по Никитскому бульвару остается библиотекой, и там всем распоряжается ее директор г-жа Викулова. В должности директора Музея Гоголя созданный по решению Правительства РФ юбилейный Оргкомитет, членом которого я являюсь, ее на этот пост не утверждал. К тому же никакого музея нет, а есть комнаты - две, где Гоголь жил, и третья, где он скончался. В ее стенах прорублены две двери, отчего она стала проходной. Жилые комнаты Гоголя оформлены под "театр вещей". Там стоит на колесах "сундук Пандоры", в котором якобы помещена душа творца "Шинели" и "Старосветских помещиков". Только в этих повестях живет любовь автора к своим героям, а ящик Пандоры - вместилище пороков, соблазнов, болезней и несчастий. Одного этого экспоната достаточно, чтобы понять, как далеко зашли создатели проекта так называемого Дома-музея. А повесив решетки на окна, в которые Гоголь когда-то видел вишневый сад, бульвар и Москву, они и вовсе заключили его в каземат. Позорная насмешка над гением русской литературы, а не благоговейная память о нем. И унижение России в глазах всего культурного мира.
- Как в целом вы оцениваете подготовку к торжествам ?
- С точки зрения представительности юбилей будет скромным, если даже сравнивать его с тем, как отмечали 100-летие Гоголя в 1909 году. Тогда в Москву приехали восемь нобелевских лауреатов. Французская академия впервые отправила за границу своих представителей, которые чествовали чужеземного писателя. Один из них - виконт Е.М. де Вогюэ - сказал, что кардинал Ришелье, узнав об этом, очень бы удивился, потому что это было нарушение почти 300-летней традиции Французской академии. На торжества съехалось много знаменитых людей со всего мира, да и сама Россия блистала замечательными именами, достаточно назвать сына Жуковского, сына Пушкина, сына Тютчева, сына Хомякова, возглавлявшего в то время Государственную думу и бывшего, кстати, крестником Гоголя. Александр Глазунов написал специальную музыкальную пьесу, а исполнил ее Сергей Рахманинов. При открытии памятника на Пречистенском (ныне Гоголевский) бульваре 26 апреля состоялась литургия в храме Христа Спасителя, а затем на площади хор из 2,5 тысяч учащихся городских училищ исполнял "вечную память" Гоголю, а оркестр играл национальный гимн. Представляете, как это было красиво.
- Но сейчас на Гоголевские чтения тоже приглашено немало почетных гостей... Правда, вас, очевидно, не позвали ?
- В том, что не позвали меня, ничего страшного нет. А в списке приглашенных, кроме Юрия Манна - серьезного российского ученого, мне лично никто больше неизвестен. Что касается фигурирующего там Ю.Барабаша, то этот человек в книге "Шевченко и Гоголь" обвинил Гоголя в измене родине и объявил бездарным писакой, а Шевченко - гением. Так что считать его ученым я никак не могу. Как не могу принять и все, что происходит на Никитском. Никакого отношения к Гоголю это не имеет.
Любить Гоголя и изображать его душу, полной пороков и соблазнов, нельзя. Любовь предполагает восхищение и верность его памяти, а не самовольство. А они разрушили комнаты, где Гоголь скончался. Какие же это любящие люди? Эти комнаты - место страданий Гоголя, где он написал второй том "Мертвых душ", где он пережил отказ Виельгорских выдать за него дочь, где он, наконец, убедился, что написал несовершенную книгу, и уничтожил ее, потому что хотел предстать перед Господом чистым. "А неряшливо одетым, - говорил он, - входить в храм нельзя". Это были тяжелые четыре года жизни Гоголя. И при чем тут мистический "театр вещей"?
- Каким вам видится этот музей ?
- Этот дом должен целиком принадлежать Гоголю. В нем должны быть простые скромные вещи, а не те столы орехового дерева и гнутые зеркала, которые хотят там поместить.
(Окончание на 3-й стр.)
Это все подделка и издевательство над памятью о Гоголе. Правительство отпустило на юбилей 153 миллиона рублей. Из них 69 миллионов рублей истрачены библиотекой. Они постелили мраморные полы там, где при Гоголе был обыкновенный деревянный пол. Симбиоз с библиотекой превращает Гоголя в приживала при ней. Тем более что в этой библиотеке нет гоголевских раритетов, нет книг, изданных при его жизни. Нигде в мире ни один великий писатель не стал придатком при библиотеке. А в России, где писателей масштаба Гоголя, может быть, человека четыре, мы по сей день не имеем дома, где Гоголь бы обжился и дух его успокоился. Мы в долгу перед Гоголем. Мы его выкопали из земли в Свято-Даниловом монастыре, разграбили его гроб, перенесли на Новодевичье кладбище... И пока у Гоголя не будет своего дома здесь, он находится в эмиграции. И это наш позор.
- Что-то отрадное есть для вас в подготовке к юбилею ?
- Важным событием Года Гоголя станет восстановление первоначального облика его могилы, куда вернется крест на Голгофе. А стоящий сейчас над ней бюст работы Томского отправится в музей Новодевичьего кладбища. Это произойдет летом, поскольку грунт должен после зимы подсохнуть. Но решение принято, и за это надо поблагодарить Александра Алексеевича Авдеева, который поддержал наше предложение и решительно проявил себя в его утверждении. А непосредственно в юбилейные дни будет торжественное заседание в Малом театре, где впервые в Москве был поставлен "Ревизор" и Городничего играл тогда Михаил Семенович Щепкин. Гоголь был на некоторых спектаклях и читал пьесу актерам Малого театра на Никитском. К сожалению, мы не смогли добиться, чтобы вышло Полное собрание сочинений Гоголя для массового читателя, чтобы были учреждены гоголевские стипендии для студентов, чтобы вышла Летопись жизни и творчества Гоголя. В оргкомитет поступило письмо одного питерского экскурсовода с предложением переименовать в Санкт-Петербурге новую станцию метро "Звенигородскую" в "Гоголевскую". Тамошний Департамент культуры с этим согласился. С 10 марта по "Культуре" показывают мой документальный фильм "Оправдание Гоголя" в 10 сериях. Поспеют к юбилею и "Мертвые души" - с прекрасными иллюстрациями екатеринбургского художника Николая Предеина и моим комментарием "Я человек, ваше сиятельство".
Сергей ХУДЯКОВ, руководитель Департамента культуры Москвы :
- Создание любого музея - процесс весьма сложный, спорный и, разумеется, не сиюминутный. Такого, чтобы все шло гладко и все думали одинаково, не бывает. Тем более, если речь идет о великом русском писателе Николае Васильевиче Гоголе - Человеке мира и личности абсолютно выдающейся. Гоголь не имел собственного дома в Москве и вел очень аскетичный образ жизни. Немногочисленные его вещи уже нашли свое место в коллекциях федеральных и украинских музеев. Так что вновь созданному музею предстоит титанический труд по их поиску и собиранию. Тем не менее основа положена, и мемориальные предметы сюда стекаются. Нужно с чего-то начать. Нужно водить в этот дом молодежь. Гоголь будет притягивать к себе всех нас. Музей должен начать жить, а новые экспонаты, связанные с Николаем Васильевичем, откроются и найдутся. Музеи создаются долгими годами и десятилетиями накапливают опыт и научные наработки. Уверен, что впереди у нашего музея серьезное будущее