Евгений Редько

Форум персонального сайта e-redko.ru
Текущее время: 21 ноя 2024, 20:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Приглашение на казнь
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 11:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
В этом разделе официальные статьи о премьере :ugeek:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: "Газета", №187 от 6 октября 2009
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 11:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
http://www.gzt.ru/Gazeta/kuljtura-v-gazete/264952.html

Круговорот клоунов в природе
Ольга Романцова
Актеры Евгений Редько в роли Цинцинната Ц. и Александр Гришин в роли Родрига (слева) в карусели событий, лиц и «прозрачных» героев.
Зрителей " ночного проекта " пригласили на казнь

Спектакль "Приглашение на казнь", премьера которого состоялась на основной сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ) в минувшее воскресенье, — часть "ночного проекта" театра. Поставленный режиссером Павлом Сафоновым по одноименному роману Владимира Набокова спектакль начинается в восемь вечера и годится для развлечения зрителей: весь вечер главного героя Цинцинната Ц. окружают клоуны и персонажи из кабаре.

" Приглашение на казнь " — один из самых загадочных романов Набокова, в котором переплетаются множество тем — от пародии на тоталитарное советское общество ( роман был закончен в 1938 году) до литературной стилизации в духе " Алисы в Зазеркалье " Льюиса Кэрролла ( в финале мир, окружавший Цинцинната Ц., рушится, будто карточный домик).

Переводя роман на театральный язык, Сафонов следовал авторскому тексту и подробной инсценировке, однако заметно упростил его неоднозначные образы, сведя расстановку сил к простой и понятной схеме.

Цинциннат Ц. ( Евгений Редько), осужденный в романе за " непрозрачность " , — в спектакле единственный человек с нормальными и адекватными реакциями.

Все остальные, " прозрачные " герои, будто цирковые клоуны или герои комедийных сериалов, все время что-то изображают, кривляются, хихикают, сопровождая каждую реплику каким нибудь вывертом или гримасой.

Конструкция спектакля напоминает карусель. Хоровод причудливых, гротескных персонажей непрерывно вертится вокруг Цинцинната, как ее яркие скамейки или лошадки вокруг неподвижного стержня основания.

Любой участник хоровода за время спектакля успевает примерить множество масок. Тюремщик Родриг ( Александр Гришин) с рыжей бородой и дворницкой метлой превращается в циркового шпрехшталмейстера и снова в дворника. Супруга героя Марфинька ( Янина Соколовская) напоминает то розовощекую куклу Барби, то сексуально озабоченную героиню телескетчей.

Но больше всего ролей у палача месье Пьера ( Петр Красилов). Он и простодушный друг Цинцинната, и цирковой клоун, лихо схвативший табуретку зубами и оставивший в ней вставную челюсть, и загадочный брюнет с черной горжеткой на шее, похожий на конферансье из кабаре.

Сценический карнавал и круговорот превращений сделаны на редкость изобретательно, но временами кажется, что эта пестрота для режиссера — самоцель. В спектакле нет развития характеров или точной кульминации. Перед Цинциннатом Ц., мечтающим закончить рукопись, весь спектакль стоит одна и та же задача: избавиться от назойливых людишек, как от мух. Точку в игре ставит декорация, обрушившаяся в финале к ногам Цинцинната и Пьера. А изощренность набоковского стиля и культура, к которой принадлежал и которую отстаивал писатель, так и остаются за рамками спектакля.

Режиссер Павел Сафонов: "Каждый из нас сталкивался с людьми, ведущими себя как клоуны"

Я давно мечтал поставить " Приглашение на казнь " . Мне показалось, что труппа РАМТа — молодая и очень пластичная, способна работать на грани фола, переходя от точных психологических реакций в клоунаду. Я довольно подробно шел за Владимиром Владимировичем Набоковым: в инсценировке мы постарались сохранить все нюансы его сцен. Это у него в самой реалистической сцене вдруг может произойти какой-то трюк или герой вдруг войдет на сцену пританцовывая.

Хотя мне кажется, что " Приглашение на казнь " — это одновременно и притча, и история на все времена. Попадая на улицу или в какие-то учреждения, каждый из нас не раз сталкивался с людьми, ведущими себя как клоуны.

Статья опубликована в издании "Газета", №187 от 6 октября 2009


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Независимая Газета от 05.10.2009
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 11:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
http://www.ng.ru/culture/2009-10-05/7_teatr.html

Григорий Заславский

Незабываемое падение стены
"Приглашение на казнь" в Молодежном театре
Финал «Приглашения на казнь». Сама казнь.
В январе 2008 года Российский академический молодежный театр запустил новый «Ночной проект». В конце прошлой недели в его обойме появился еще один спектакль – «Приглашение на казнь» по одноименному роману Набокова поставил вахтанговец Павел Сафонов.

Первоначально предполагалось, что в рамках «Ночного проекта» спектакли будут начинаться в девять и в десять вечера. Рассчитывали, что «Ночной проект» привлечет в театр нового зрителя, более щедрого, и потому на ночные спектакли собирались продавать более дорогие билеты. Премьеру «Приглашения на казнь» начали в восемь вечера (и вряд ли стоит начинать позднее, поскольку спектакль длится без малого три часа), а билеты на него, если сравнивать с другими премьерами РАМТа, стоят даже чуть дешевле (возможно, поспособствовал кризис).

Зато «Приглашение на казнь» соответствует идее «Ночного проекта» в содержательной части: в свое время появление этого новшества объяснялось необходимостью поиска путей «в иные и необычные сферы». «Приглашение на казнь» – как раз по этой части.

Программка выглядит как пригласительный билет: «Сегодня вечером вы приглашены на казнь господина Цинцинната Ц. Начало мероприятия в 20.00. Форма одежды свободная. Обещаем яркое впечатление и поучительное зрелище». Надо отдать должное организаторам казни: и яркое впечатление, и поучительное зрелище публика получает. За первую половину спасибо сценографу Николаю Симонову и художнику по костюмам Евгении Панфиловой, за вторую – режиссеру Павлу Сафонову. Хотя с поучительностью – явный перебор, правда не столько в самом спектакле, сколько – в программке, где режиссер зачем-то объясняет публике смысл романа и спектакля (инсценировка Михаила Палатника): «Мне кажется, сегодня, когда в нашем обществе все идеи витают в основном в области материального, неплохо напомнить людям о том, что такое человек, а это всегда нечто большее, всегда что-то еще. За это и умирает Цинциннат». Читая эти слова молодого постановщика, живо воображаешь автора, Владимира Набокова, который в жизни больше всего боялся банальности, в том числе такого вот прямодушного разложения своих мыслей на «члены предложения».

Однако всякий, кто возьмется перекладывать прозу Набокова на язык сцены, неизменно встанет перед необходимостью опрощения языка, в обаянии, сложности которого хранится аристократическая природа и ценность набоковской речи. Ну как перенести на сцену следующий пассаж: «Темнота и тишина начали соединяться; но вмешались часы, пробили одиннадцать, подумали и пробили еще один раз, а Цинциннат лежал навзничь и смотрел в темноту, где тихо рассыпались светлые точки, постепенно исчезая. Совершилось полное слияние темноты и тишины». Трудно, почти невозможно... Что же остается? Не слишком вразумительный сюжет – «непрозрачность», за которую осуждают Цинцинната на смерть, нуждается в пояснении, в убедительных театральных доказательствах. Евгений Редько, который, можно сказать, собаку съел, играя роли странных, на других не похожих героев (от Епиходова до героя гоголевского «Портрета»), в роли Цинцинната сосредоточенно молчалив, дорожит своей обособленностью и отдельностью, но так и остается вопросом: за что мы должны его пожалеть? Почему его закрытая от понимания публики сосредоточенность хороша, а открытая сосредоточенность, к примеру, его супруги Марфиньки – нет? За что так страдает герой, что именно не хочет или не может предать этот самый «духовно одаренный одиночка» (еще одно определение из программки)?

Недосказанность, понятная и приемлемая в прозе, теряет свое понятное обаяние, когда та же самая проза делает решительный шаг на театральные подмостки.

В итоге, судя по картинке, больше всего усилий постановщика ушло на организацию «карнавала шутов и клоунов», главные роли в котором отданы тюремным людям, Родиону, Родригиванычу и Роману Виссарионовичу (их играют Илья Исаев и Александр Гришин). Шуты – так и есть карнавал – в наличии, бессмысленные и мерзкие пред видом скорой смерти. Но вот вопрос: надо ли было так исхищряться и так стараться, чтобы этот карнавал и сами шуты выглядели как можно ярче, если перед смертью всё, что ни возьми, – пошлость и балаган?!

Петр Красилов, получивший в итоге больше всего цветов и прочих проявлений зрительской любви, был менее всего убедителен на сцене в роли мсье Пьера, друга-товарища, который в итоге оказывается палачом. Он тарабанит текст, совершенно вне всякой органики, в нем, кроме грима и костюма, и, конечно, набоковских реплик, нет ничего от гуттаперчевого набоковского мсье Пьера, подвижного и неуловимого в своих мгновенных переменах и перетеканиях. Пока что, пожалуй, это самая главная проблема в спектакле по роману, который, думается, может, и вовсе не рассчитан на большую сцену. Может, не зря все прежние попытки его поставить предпринимались в малых залах и на камерных сценах?

Тем не менее в конце концов режиссеру удалось вызвать сильное впечатление. Когда объявляется казнь и Цинциннат начинает подниматься на эшафот, шиферная стена, которую полчаса или час назад на наших глазах с невероятным шумом рубили и дырявили, вдруг покачнулась и стала падать – прямо на Цинцинната. Упала мягко и беззвучно. Эффектно. Забыть нельзя.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Время новостей N°182, 05 октября 2009
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 11:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
http://www.vremya.ru/print/238844.html

Все на своих местах
В Молодежном театре поставили Набокова
«Приглашение на казнь» -- часть «ночного проекта» РАМТа: театр уже полтора года начинает некоторые спектакли в девять, а то и в десять вечера. «Приглашение», правда, начинается всего лишь в восемь, потому что идет три часа с копейками, а зрителям еще до дому добираться. Длительности спектакля, однако, не замечаешь: история течет размеренно, но не нудно.

Вахтанговский актер и режиссер Павел Сафонов перенес набоковский роман на сцену со всей возможной почтительностью (инсценировка Михаила Палатника). Конечно, значительная часть текста исчезла -- иначе это была бы просто читка вслух, и закончилось бы представление на рассвете. Но все важные сцены и персонажи на месте. Как на месте и написанное Набоковым начало, и предписанный автором финал.

Цинцинната Ц. осуждают на смерть, он проживает несколько недель в крепости в ожидании казни. Общается с адвокатом, с начальником тюрьмы, со странным товарищем по несчастью. Его навещают жена, мать и родственники жены. Его наконец выводят к плахе -- и тот мир, что отверг Цинцинната, вдруг распадается -- герой «пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему». Все это и предъявлено зрителям.

Цинциннат (Евгений Редько) осужден за «непрозрачность», непохожесть на окружающих его людей. Картинка этой непохожести прорисована в спектакле четко. Собственно говоря, Цинциннат -- единственный живой человек в безумном, зазеркальном мире с искривленной логикой (исследователи не раз отмечали в романе зашифрованные отсылки к Кэрроллу). Вокруг -- куклы, упыри и уроды, бесконечный издевательский цирк; в центре -- живой человек, которому страшно, который спешит закончить рукопись и который с недоумением и жалостью смотрит на существ, что вроде бы должны быть ему родными. В трактовке Редько состояние ждущего казни Цинцинната меняется не сильно: его герой долго пребывает во взвинченной предыстерике, но в истерику так и не впадает. Наоборот, он будто немного замирает к финалу, чуть-чуть затвердевает (что позволяет ему повторять палачу упорное «сам»), но изменения столь незначительны, что эволюцией их не назовешь. Должно быть, актер и режиссер согласились: герой меняться и не должен -- такого, как он есть, его приговорили к смерти, такой, каков есть, он обретет мир, который его достоин. Понятно, что это сложнейшая задача -- показать героя неизменным, не делая его скучным. Редько справляется с ней с честью.

Антагонист Цинцинната, месье Пьер (Петр Красилов), наоборот, весь движение, переливы, изменения. Вроде бы узник той же тюрьмы, но узник жизнерадостный, бодренький, здоровенький. Поворот, и вроде бы даже не просто узник, но человек, планировавший помочь герою с побегом и потому сам заработавший смертный приговор. Еще поворот, и не узник вовсе, а палач, что по традициям славного города должен подружиться с заключенным перед исполнением приговора. Красилов замечательно все это играет: бойкость и анекдоты, что покруче любых пыток способны свести с ума чистоплотного человека; улыбчивое, но приглядишься -- глубинно застывшее лицо, чудовищная маска; одновременно сверхгалантные и сверхвульгарные манеры. Никакой романтизации дьявола, свойственной советской литературе, -- мелкий бес, гаденыш, тот, что обязательно проиграет, -- сыгран Красиловым в абсолютном упоении и при абсолютном самоконтроле.

Точно сделаны и другие роли, весь зверинец, окружающий Цинцинната -- от развратной куклы Марфиньки (Янина Соколовская играет жену Цинцинната как гибрид Барби и надувной дамы из секс-шопа; взвизгивающая, причитающая и одновременно «светская» интонация пришла откуда-то из телесериалов) до ее сыночка, патентованного дебила, увлекающегося убиением кошек. Крохотная роль последнего сделана Прохором Чеховским блистательно -- от чисто технических штук (как он хватко держит мешок, в котором ну явно ведь копошится что-то живое и страдающее, даже не верится, что все бутафория) до поставленного мертвого взгляда в зал -- взгляда серийного убийцы.

Режиссер не предложил «надпрочтения» романа, своего сюжета, своей версии событий. Он лишь внимательно прочел Набокова и попытался перевести то, что сочинил автор, в более компактную театральную форму. Вышел спектакль с яркими актерскими работами, ничем Владимира Владимировича не обидевший. Вполне подходящий для первого знакомства целевой аудитории Молодежного театра с этим непростым автором.

Анна ГОРДЕЕВА


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: «Газета «Вечерняя Москва» - свежие новости
СообщениеДобавлено: 06 окт 2009, 12:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
За что умирает Цинциннат

http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=84370

В РАМТе – «Приглашение на казнь»

В рамках Ночного проекта Молодежный театр представляет спектакль по одному из самых загадочных произведений Владимира Набокова, произведению, которое сам автор назвал «самым сказочным» из своих романов.

В реальности, вывернутой наизнанку, ожидание смерти превращается в карнавал шутов и клоунов. Хохоча и гримасничая, они обвиняют героя в страшнейшем из преступлений – в том, от чего он не в силах отказаться и что не может предать. «Он есть, мой мир, его не может не быть, ибо должен же существовать образец, если существует эта корявая копия». Спектакль, который начинается как ярмарочный балаган и замахивается на темы подлинной сущности искусства и смысла человеческого существования.

«Общество приговорило Цинцинната Ц. к смерти за его особенность, непохожесть, за то, что он был «непрозрачным», – говорит режиссер Павел Сафонов. – Фантастический образ Набокова, говорящий об индивидуальности, бескомпромиссности. И теперь в ожидании смерти он расстается постепенно с фальшивыми привязанностями, понятиями, идеями, сохраняя и оберегая в себе то единственно важное, что и будет жить вечно и что является единственной реальностью. Мне кажется, сегодня, когда в нашем обществе все идеи витают в основном в области материального, неплохо напомнить людям о том, что такое человек, а это всегда нечто большее, всегда что-то еще. За это и умирает Цинциннат». В роли Цинцинната – Евгения Редько.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Приглашение на казнь
СообщениеДобавлено: 09 окт 2009, 16:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
http://news.peoples.ru/2009/10/07/40111.shtml

Петр Красилов справился с ролью палача

В Российском молодежном театре - премьера спектакля «Приглашение на казнь» по Владимиру Набокову. Сообразно с законом Цинциннату - так зовут главного героя в исполнении Евгения Редько - объявили смертный приговор шепотом. Все встали, обмениваясь улыбками... Так начинается самый иррациональный, метафизический и модернистский роман Набокова. В реальности, вывернутой наизнанку, ожидание смерти превращается в карнавал шутов и клоунов, среди которых главные действующие лица - адвокат, судья, жена и даже родная мать арестованного. Надрываясь от смеха, они обвиняют героя в страшнейшем из преступлений. «Общество приговорило его к смерти за особенность, непохожесть, за то, что он был «непрозрачным», - объясняет режиссер постановки Павел Сафонов. А самый фарсовый персонаж - это палач месье Пьер (Петр Красилов), который поселился в тюрьме специально, чтобы познакомиться с Цинциннатом поближе и узнать строение его души так же хорошо, как и строение его шеи. Однако метафизическое объяснение конфликта духовно одаренной личности и примитивной пошлой толпы - это только поверхностный пласт постановки. И чтобы не сбиться на одну лишь пародию и фарс, а все-таки играть драму, по ходу пьесы рождаются и другие смыслы. Главная мысль: жизнь - это «врачебная тайна», которую удается разгадать только на пороге объявленной смерти. И тогда же расстаться с фальшивыми ценностями и привязанностями. Как ожидание счастья бывает слаще самого счастья, так и ожидание смерти страшнее самой смерти. Мысль о предстоящей казни не покидает Цинцинната на протяжении всего спектакля. И зритель в течение трех часов проживает те же эмоции, что и узник, так что в финале становится страшно до тошноты, и кожей чувствуешь холодное лезвие топора. Добиться такой выразительности на сцене очень сложно, особенно когда имеешь дело с тончайшей, как кружева, литературой Набокова, у которого даже мимолетное описание становится выпуклым и осязаемым, как «щекастые пионы». Но молодой режиссер Павел Сафонов взял на себя такую смелость и поставил очень хороший спектакль.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Новая газета № 115 от 16 октября 2009 г.
СообщениеДобавлено: 19 окт 2009, 09:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/115/18.html

Цинциннат в Москве похорошел

«Приглашение на казнь» в РАМТе


Да-с, на нашей почве похорошел ощутимо. «Симпатичный смертник», осужденный за «гносеологическую гнусность» полной несовместимости с миром, был у Набокова хрупок, конфузлив, в жиденьких белесых усах. Служил воспитателем косеньких горбатых детей. В общем, жалкая фигурка.

В РАМТе, в спектакле Павла Сафонова, Цинциннат Ц. обрел стать и чеканный профиль Евгения Редько. Стал несомненным героем. И поэтом.

Умеющий не быть красавцем (например, в роли Белинского в «Береге утопии»), в «Приглашении на казнь» Редько учтив, язвителен и романтичен до байронизма. Пишет куда напряженнее, чем в романе (впрочем, это вопрос уже к режиссеру). Учтивым сарказмом, твердостью черт и реплик Цинциннат РАМТа резко отличен от слащавого палача мсье Пьера (Петр Красилов). Особенно хороша эта пара на парадном обеде смертника с отцами города: белейший воротничок и крахмальные манжеты Цинцинната так контрастируют с фраком мсье Пьера, надетым по-босяцки, вовсе без белья. (Голая грудь палача укрыта роскошным страусовым боа, губы чуть подкрашены.)

Суть на сцене стала проще. Но внятна — не ошибешься, не отвертишься.

«Приглашение на казнь» идет почти три часа. Прежние спектакли молодого режиссера Павла Сафонова были неровны, но премьера в РАМТе как раз ровна и добротна. Прочно сделаны маленькие роли: медово-мучнистый, омерзительно сладкий директор тюрьмы Родриг (Александр Гришин), жеманная матушка узника (Татьяна Матюхова). Хороша малолетняя Эммочка (Мария Рыщенкова), дочь директора тюрьмы: крепкое дитя 1930-х острижено по-пионерски коротко, утопия агитплаката 1930-х и серьезность имбецила, девичье любопытство к узнику и почти насекомое сладострастие смешаны воедино.

Сухим сучком, бесполым богомолом торчит в углу фигурка тюремного библиотекаря (Алексей Блохин): точно тайный читатель Набокова «в Томске или Атомске», он впитывает все происходящее, чтоб свидетельствовать. А также прячет рукописи Цинцинната. Чего в романе нет. Но красоту несчастья сие усиливает.

Ежели разделить «спектакли по великой прозе» на две партии — спектакли-сочинения и спектакли-изложения, то «Приглашение на казнь» Сафонова относится к изложениям. Но не к бессовестным типа «Вся классика за час».

Нет, изложение подробно, профессионально грамотно и добротно: спектакль хорошо подходит для первого знакомства подростка с романом.

А в нашем прекрасном новом мире не знакомых с ним все больше и больше.

Елена Дьякова


16.10.2009


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Газета «Коммерсантъ» № 203 (4258) от 30.10.2009
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2009, 15:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI ... &NodesID=8

Набокова привели в исполнение
// "Приглашение на казнь" в Молодежном театре


Газета «Коммерсантъ» № 203 (4258) от 30.10.2009


Премьера театр

Российский академический молодежный театр показал спектакль по роману Владимира Набокова "Приглашение на казнь" в постановке молодого режиссера Павла Сафонова. РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ не мог избавиться от ощущения, что уже где-то видел этот спектакль.

Прошли времена, когда роман Набокова театры читали как историю о государственном насилии над личностью: главный герой, Цинциннат, человек, приговоренный судом к смерти за какое-то неясное преступление и проводящий несколько недель в камере в ожидании казни, воспринимался тогда как диссидент, а все эти директора тюрьмы, адвокаты, родственники и горожане — либо как приводные ремни репрессивного механизма, либо как его бессильные жертвы.

С некоторых пор "Приглашение на казнь" трактуют расширительно: мол, это иносказание о сложном человеке, о настоящей личности, которая в мире вульгарных обывателей всегда обречена на "казнь" — не обязательно в описанной автором форме, то есть путем отсечения головы. И хотя в спектакле Павла Сафонова тюрьма — это тюрьма, топор — это топор, а плаха — это плаха, режиссер, судя по всему, собирался пойти именно по этому, иносказательному пути. В таком случае постановщику всегда необходимо очень четко отделить героя от окружения и придумать, как это окружение должно выглядеть.

Господин Сафонов произвел своего рода "циркизацию" набоковского романа — превратил второстепенных персонажей "Приглашения на казнь" в клоунов, уродов и шутов. У актеров накладные животы, подбеленные лица, яркие парики, густо нарумяненные щеки, неестественные голоса. Перемены света иногда превращают героев в каких-то упырей, а особенно острые жесты — в не людей даже, а страшноватых кукол, чуть ли не насекомых, что, в сущности, увлекавшемуся энтомологией Набокову не противоречит. И хотя многие из маленьких ролей сделаны неплохо (в частности, директор тюрьмы Александра Гришина и мать Татьяны Матюховой), вся эта с видимыми усилиями организованная суета вокруг смерти главного героя увлекает недолго, не слишком забавляет и совершенно не пугает.

Во втором действии игровая площадка окружена красными лампочками — она, для самых непонятливых, становится похожей на цирковую арену (художник — Николай Симонов). Но зато и весь спектакль обнаруживает сильное сходство с "Приглашением на казнь", поставленным несколько лет назад в Омской драме Олегом Рыбкиным и выдвигавшимся на "Золотую маску". Там тоже был цирк, правда, дело происходило на малой сцене, отчего действо было гораздо убедительнее и выразительнее.

На протяжении тех трех часов, что длится "Приглашение на казнь" в Молодежном театре, ощущение дежавю посещает не раз. Павел Сафонов вроде бы придумывает выразительные эпизоды и сценические картинки — но каждый раз слишком насмотренного зрителя грызет какое-то неудобное сомнение. Очень уж заемной, несамостоятельной кажется сценическая материя: вот тут явно "наследил" Роберт Уилсон, там предательски мелькнул "хвост" Матса Эка и его "Игры снов", недавно показанной на Чеховском фестивале. Откуда-то из среднеевропейских спектаклей явилась Эммочка, коротко стриженная полудевочка-полуженщина с желтым мячиком. Оттуда же массовые сцены. И даже стена, эффектно падающая и обдающая первые ряды зрителей пыльным ветром в конце спектакля, вынуждает воскликнуть: да видели мы это.

Скажут: все когда-то было, многие подражают великим, плоды театрального просвещения сегодня украшают очень многие спектакли молодых режиссеров. Что же, наверняка не бросались бы в глаза разнообразные "внешние влияния", если бы в спектакле был внутренний стержень, способный оправдать всю затею. Говоря конкретнее — если бы режиссер придумал и тщательно выстроил роли двух главных героев, Цинцинната и месье Пьера, палача, заранее подсаженного в камеру осужденного, дабы жертва и убийца могли подружиться.

Пьера играет Петр Красилов, Цинцинната — Евгений Редько. Господину Красилову сделать роль интересной не помогли, но в его случае проблема разрешилась сравнительно просто: роль Пьера, вообще-то очень объемная и важная, свелась к одной из ролей фона — очень разговорчивый и подвижный, с прилизанными волосами и повадками конферансье, Пьер этот фон даже собой украшает. С Цинциннатом так не получается. Евгений Редько — превосходный актер с внешностью романтического героя, выразительными глазами, властными жестами и т. д. Но в половине эпизодов спектакля он попросту не понимает, что ему делать. В первой же сцене играет эмоциональный результат — и оттого роль Цинцинната лишена развития. Господину Редько не остается ничего лучшего, чем просто изображать невинного страдальца — а это столь безнадежное дело, что даже самые хорошие актеры делают его так, что становится неловко. Главный герой "Приглашения на казнь" оказывается многозначительным глупцом — уже даже те, кто не читал роман, смекают, что тюремный сосед — палач, а персонаж Евгения Редько все еще ничего не понимает.

Роман Должанский


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Театрал 30 Октября 2009 г.
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2009, 00:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
http://teatr.newizv.ru/news/1946/
1 Ноября 2009 г.
Дорога на эшафот
«Приглашение на казнь» в РАМТе, режиссер Павел Сафонов
Алиса НИКОЛЬСКАЯ

Проза Владимира Набокова сцене поддается трудно. Витиеватое авторское многословие не всегда сообразно театральным возможностям. Однако сюжеты и образы постановщиков манят. Поэтому спектакли по Набокову периодически случаются.

«Приглашение на казнь» – одно из самых загадочных и сложных набоковских сочинений. Его основной конфликт – противостояние толпы и одиночки, сумбура и ясности – весьма современен, поэтому текст имеет сценическую историю, пусть и небольшую, но достойную. Яркая работа из недавних – спектакль Олега Рыбкина в Омском театре драмы, где действие происходит в цирке. Буквально на арене. Цирк вспомнился не случайно – его элементы режиссер Павел Сафонов активно использует в действии. С ходу вбрасывает нас в атмосферу веселого карнавала с конфетти, танцами, веерами и нарядными платьями. Собственно, на этом строится визуально весь конфликт: все герои цирковые, даже карикатурные, а одиночка Цинциннат Ц – воплощение реальности. Грим, пластика, интонации – все подчеркивает эту разницу. Ход эффектный, но воздействие его недолговременно: все понятно с самого начала и последующие три часа ничего нового в это противостояние не внесут. Обозначив главное, режиссер начинает размеренно двигаться по сюжету. И всплески яркости чередуются, увы, со скукой. Временами идет просто пересказ – разговорную функцию несет на себе Библиотекарь (Алексей Блохин буквально несколькими штрихами делает полноценный образ) с фонариком на лбу, зачитывающий фрагменты текста.

Актеры Сафонову достались первоклассные. Именно благодаря им спектакль состоялся. Играют все отлично, как в маленьких эпизодах (насколько хороши Татьяна Матюхова – мать Цинцинната, Дарья Семенова – юная Эммочка, Александр Доронин – Шурин-остряк), так и в крупных ролях. Запаянные в клоунские обличья, все находят для себя индивидуальные черты, манки, за которые можно «зацепиться» при восприятии.

Цинциннат Ц получился у Евгения Редько очень красивым, возвышенным и очень усталым. За внешним спокойствием угадывается пылающий в душе огонь. Ему суждено пройти все этапы страха, тоски, разочарования – актер передает это внимательно и подробно. В итоге герой приходит к простому, ясному, пугающему ощущению тотального одиночества. Нелюбви. Один на всем свете – это так больно. Однако это не повод, чтобы терять лицо и превращаться в ничтожество. Цинциннат до самого конца останется самим собой – и будет вознагражден за это. Его финальный уход, по эшафоту словно по лестнице в небо, заставляет замереть и затаить дыхание.

Открытие спектакля – Петр Красилов в роли месье Пьера. Казалось бы, прочно вписавшийся в романтическое амплуа, Красилов здесь удивляет и шокирует. Актер уверенно ведет свою линию, постепенно раскрывая своего героя, снимая один покров за другим. И чудаковатый зануда-сосед по заключению со своими шахматами и цирковыми трючками превращается в воплощение зла. Как эффектно появляется он в начале второго акта – в черном фраке, сверкающий, циничный и победоносный. А как нежно обращается со своим орудием – топором, прямо как с живым существом. Красилов, пожалуй, впервые сыграл «главного злодея», и сделал это блестяще.

Есть еще колоритная парочка – Илья Исаев (Адвокат) и Александр Гришин (Родриг, начальник тюрьмы). Обоих не узнать – в такой манере они еще не играли. Черные клоунские рты, мурлыкающие ехидные интонации, подпрыгивающие движения – смешно и страшно. Однако помимо интересных внешних находок оба актера точно прочерчивают психологические нюансы образов, отчего каждый звучит в полную силу.

Актерский ансамбль – первое и основное достоинство спектакля. Режиссура же довольно неровная – на какие-то серьезные выводы и обобщения Павла Сафонова, к сожалению, не хватило. Но благодаря актерам спектакль уже сейчас звучит полнокровно, а течение времени пойдет ему только на пользу.



© 2005, «Театральные «НИ»


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Приглашение на казнь
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2009, 01:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
А почему копирайт 2005 года? :?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB