'Идиот' для кордебалета с экраном
"Идиота" в РАМТе поставил французский хореограф Режис Обадиа. Инсценировку великого романа написала его супруга Елизавета Вергасова. Внутри театра шутят: название спектакля – "Идиот", жанр – не балет. Правда, публика на премьере подобралась вполне балетная. Таких воплей "Браво, брависсимо!!!", как правило, не услышишь в драматическом, тем паче в Молодежном театре. Их надо искать, как выйдешь – за углом налево. То есть в Большом. Что мы знаем про господина Обадиа? Лично я почти ничего. Не уверена даже, склоняется ли он. В смысле фамилии. "Идиота" московские критики уже успели просклонять – будь здоров. За "Весну священную", сделанную для "Камерного балета Москва", Обадиа получил "Золотую маску" в номинации "современный танец". Или, выражаясь интернационально, моден данс. Кроме того, он является признанным авторитетом в области видеоданса. Это значит, что ему нравится подкреплять живое сценическое действие экраном и пленкой. Понимаю, что мои объяснения идиотичны, но других, увы, дать не могу, поскольку в области балета плетусь едва ли не позади планеты всей. Тем не менее, даже с моим невежеством не составляет труда опознать в "Идиоте" моден данс и видеоданс. Правда, на видео никакого данса нет, а есть только белых мокрых хлопьев быстрый промельк маховой. Точь в точь "Шинель" Валерия Фокина. Кроме того, на экране бьется пламя камина, куда бросит пачку с купюрами Настасья Филипповна; дождь рисует круги на тоскливой питерской луже; а еще перед антрактом нам показывают репетиционную запись – камера скользит по лицам, которые еще актеры, но уже герои... С "Идиотом", вещью хитовой, чтобы не сказать попсовой, поступили самым доступным – сериальным – образом. Из романа выдернули крепкую сюжетную нитку и навязали на ней узелки ударных моментов, – сколько поместилось. Спектакль все-таки не сериал. Пара узелков оказались с французским прононсом. За полтора часа текста (полтора часа танцев не в счет) нам успевают дважды рассказать про гильотину. Как лучшее средство борьбы с идиотизмом и другими умственными отклонениями... Драматические спектакли в драматическом театре, где труппа бы не пела и не танцевала, скоро станут для Москвы событиями раритетными. И уже стали анахроническими. "Так поди же попляши!" – в первую очередь говорят теперь режиссеры своим актерам, и актеры послушно идут туда, куда их послали. В этом смысле не совсем понятно, отчего московская критика так ополчилась именно на "Идиота". Будучи постановщиком и хореографом в одном флаконе, Обадиа все-таки попытался наполнить пластику смыслом, сделать ее говорящей. Ему нужно, чтобы актеры выразили без слов то, что не успели произнести, а еще больше – то, что автором не озвучено. Иногда это получается, иногда не очень. Хореографии много, она красивая и стильная, порой ясная, порой исполненная совершенно нечитаемых аллюзий, но по объему перекрывает все санитарные нормы, принятые на драматической сцене. Лично я бы сократила движение. Отдельные радикалы говорят, что сократили бы текст. Ясно одно – все хотят, чтобы рамтовский "Идиот" был короче. Актеры носятся по сцене стремительно и грозно, как табун диких коней. Рогожин с Настасьей Филипповной кувыркаются в целлофане, изображая страсть. Мышкин исполняет трогательную сюиту в паре с Аглаей, а потом его пронесут над сценой в позе распятого. Брошенный Рогожин эффектно катается по лавке, сверкая пятками. Все это сопровождается звуками самыми странными. Кажется, например, что над РАМТом заходит на посадку самолет... Исполнение мужским хором русской народной песни "Степь да степь кругом" выглядит абсолютно нелепо и может соперничать только с посвистом казачьих шашек перед носом у Папы римского... Актеры в РАМТе двигаются прекрасно, но за них все равно боишься. Когда девушки навзничь падают со стремянок или босоногими, а ля Айседора Дункан, танцуют на осколках, – прямо сердце сжимается. Кавалеры столь ожесточенно мотают своих дам, что, по примеру первого публичного выступления Ираклия Андроникова, возникает опасность, как бы не оторвалась у кого-нибудь рука (или нога) и не улетела бы в зрительный зал... Все современные режиссеры мыслят современно, то есть шаблонно. Поэтому мы узнаем в спектакле Обадиа то руку Фокина (Валерия), то Клима, то ту же "Весну священную". В наше время нет плагиата, зато есть формат. Заданный с самого начала, он делает зрелище предсказуемым. Передо мной сидел Борис Акунин, в антракте он ушел. И так ясно, чем все закончится. Кстати, закончилось-то ничем – финал Обадиа поставить не смог. Уползание князя Мышкина на спине не может считаться финалом в драматическом театре. Вообще актеры так интенсивно "пресмыскаются" на скользком пластиковом полу, что, боюсь, одна химчистка дочиста разорит РАМТ и отвратит его от рискованных экспериментов... "Идиот" не сегодня причастился к балетному искусству (вернее, балет причастился к "Идиоту"). Мы знаем спектакль Бориса Эйфмана, выпущенный в1980-м; кроме того, хореограф-эмигрант, бывший солист Кировского балета Валерий Панов ставил "Идиота" дважды – в Королевском театре Фландрии и в до боли нам знакомой турецкой Анталии. Оба раза – со сценографией известного художника и историка моды Александра Васильева. Эйфман выбрал Шестую симфонию Чайковского, Панову показался более актуальным Шостакович. Более того, я думаю, Режиса Обадиа терзает мысль, что "Идиот" – это какой-то жест. Можно так вывернуть тело, заломить руки, скрутить шею, хрустнуть суставами, что в шарадах эта фигура будет обозначать: роман Ф.М. Достоевского "Идиот". Пластические шарады, конечно, небезынтересны. Но мне все-таки оказался дороже смешной Лебедев (Алексей Блохин), очень внятный Фердыщенко (Илья Исаев) – вышел на полторы минуты и сразу сорвал аплодисмент, и сам Мышкин – обаятельный Денис Баландин. Стоять на сцене столбом, неловко ссутулившись, в мешковатом пиджаке, застенчиво улыбаться и произносить слова так, чтобы у зрителей в зале заболело сердце – это, поверьте, труднее, чем выучить партитуру. Из всех известных нам мышкиных Баландин явно ориентируется на Юрия Яковлева. Он, конечно, пока не Яковлев. И уж точно не Смоктуновский. Но кто знает, до чего он дотанцуется впоследствии...
_________________ La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...
|