Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48 Сообщения: 999 Откуда: Москва
|
А вот удивительное: http://news.mail.ru/culture/1523893/print13.12
«Утописта» Стоппарда Россия не приняла «Самая ожидаемая премьера» сезона — постановка трилогии Тома Стоппарда «Берег утопии» в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) — обернулась неожиданным провалом. Ни зрительского ажиотажа, ни широкой общественной дискуссии вокруг неё так и не возникло. Почему?
Целый год «Берег утопии» вовсю пиарился Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Британским советом как крупнейшее событие в российской не только театральной, но и интеллектуальной жизни. Да и сэр Том Стоппард — фигура в мире современной драматургии культовая и предельно раскрученная. Хотя, на наш взгляд, господин Стоппард мог бы быть и поскромнее — среди его многочисленных пьес до сих пор так и остаётся непревзойдённым давний опус «Розенкранц и Гильденстерн» мертвы, хотя на фоне метафизических шедевров позднего Беккета она выглядит достаточно наивной.
Трилогии «Берег утопии», состоящей из пьес «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» Стоппард уделил особое внимание. В них он обратился к жизни и идейной эволюции российских мыслителей и политических деятелей века позапрошлого — Герцена, Бакунина, Белинского, Чаадаева, Аксакова и так далее. Мнение историков и литературоведов однозначны — работая над «Берегом утопии», Стоппард перелопатил кучу первоисточников, мемуарной литературы, серьёзных исторических исследований. Да и в чисто литературном отношении, судя даже по русскому переводу, английский мэтр показал себя высочайшим профессионалом — от многих фрагментов его опуса, изданного отдельной книгой, испытываешь настоящее, как говорил Ролан Барт, удовольствие от текста.
И всё же постановка «Берега утопии» настоящей и долгоиграющей сенсацией не стала, несмотря на усиленные попытки организовать дискуссии и «жаркие споры». Дело думается здесь не в странном решении показывать все три спектакля в один день — это практически с небольшими перерывами 10 часов! Хотя с точки зрения основ физиологии и просто здравого смысла такое решение лучшим признать трудно.
Москва стала третьим городом в мире, где «Берег утопии» был поставлен на сцене. До этого были Лондон и легендарный Бродвей — в последней постановке был занят даже бывший муж Умы Турман Этан Хоук. Главный режиссёр РАМТа Алексей Бородин привлёк к российской постановке лучшие силы своего театра, а в роли Натали Герцен выступает любимица публики Нелли Уварова. Но все старания так и не превратили «утопические» изыскания Стоппарда в значимое общественное событие.
Причина тут, на наш взгляд, проста и ясна. Стоппард обратился к персонам российской интеллектуальной истории, чьи взгляды сегодня выглядят полностью обанкротившимися. С огромной и умело поданной симпатией английский драматург представляет нам людей, которые, несмотря на все передряги и метаморфозы их идейных блужданий, видели спасение России в создании революционного движения в духе цивилизованной Европы. И бежали, как Герцен и Бакунин, из «немытой России» в Англию и Швейцарию, чтобы оттуда строить свои утопии преобразования родной страны, которую они, как показала история, мало понимали.
Том Стоппард, видимо, даже не задумался над простым вопросом — кто из персонажей его трилогии востребован, актуален в современной России? На кого ссылаются в интеллектуальных баталиях наших дней? Книги Герцена сегодня практически не выпускаются, его вульгарный материализм, изложенный в «Письмах об изучении природы», вызывает лишь улыбку. «Неистовый Виссарион» занял то место, которое он заслуживает, — одного из выдающихся литературных критиков 30-40-х годов позапрошлого века, не более. Его полубезумное «Письмо к Гоголю», которое в советские времена школьников заставляли выучивать наизусть, уступило дорогу той книге, против которой оно было направлено, — парадоксальным «Выбранным местам из переписки с друзьями» Гоголя, глубины которых до конца ещё не поняты и не интерпретированы.
Пожалуй, только отдельные мысли Бакунина всплывают во время нынешних геополитческих споров. Но это вовсе не его анархические иллюзии, а, к примеру, те пассажи из «Государственности и анархии», в которых Бакунин прогнозирует угрозу сибирским просторам России со стороны тогда ещё 400-миллионного Китая.
Как показалось из многочисленных интервью Стоппарда и личного общения с ним во время первой пресс-конференции в РИА «Новости», мэтр драматургии, как и его герои, находится в плену механистического взгляда на историю как борьбу различных социальных и национальных групп. Стоппард признался, что слабо знаком с революционным переворотом, произведённым великим швейцарским философом и психологом Карлом Густавом Юнгом. А ведь именно учение Юнга о решающей роли коллективного бессознательного объясняет настоящую динамику войн и революций, а также такого феноменов ХХ века как фашизм и тоталитаризм.Что интересно, после двух мировых войн и Хиросимы самые глубокие умы человечества пришли к выводу не только об отсутствии в мировой истории какого-либо смысла, но и о единственном пути спасения через индивидуальную трансформацию личности. Великий опыт ещё только открываемой западной цивилизацией восточной философии определяет вопрос кардинального изменения сознания как основной.
Удивительно, но Том Стоппард не захотел дискутировать о другой социальной утопии, созданной его соотечественником Олдосом Хаксли, хотя она гораздо более значима и востребована, нежели политические сочинения Герцена, Бакунина и Белинского. Хаксли мы открыли для себя двадцать лет назад, когда вышел перевод его знаменитого романа «О, дивный новый мир!»
Сейчас российским интеллектуалам стали доступны и переводы главной книги Хаксли — психоделической утопии «Остров», его эссе «Двери восприятия». Именно они сегодня — в эпицентре жарких споров о будущем человечества, причём не только в России, но и во всём цивилизованном мире.
Мы далеки от высказывающегося некоторыми критиками мнения, что Стоппард обратился к фигуре Герцена и его окружения не просто так. Дескать, можно усмотреть, в том числе и в интервью драматурга, параллели между Искандером и всем известным нынешним «лондонским сидельцем». Хотя чрезмерно активная и пафосная поддержка проекта «Берег утопии» Британским советом наводит на мысль, что в таких параллелях есть резон.
И всё же именно поверхностность, заданность и определённая ангажированность трилогии Стоппарда привели к её провалу на российской сцене. Довольно забавно читать утверждение Алексея Бородина о том, что «Том Стоппард в ХХ веке — великий драматург номер один». Вообще то давно признано, что величайшими драматургами ХХ века являются Чехов и Беккет. Чьи, казалось бы, наизусть знакомые, пьесы вновь и вновь погружают нас в такие бездонные глубины смыслов и метафизических откровений, куда Стоппард пока так и не добрался.
_________________ То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.
|
|