Евгений Редько

Форум персонального сайта e-redko.ru
Текущее время: 01 ноя 2024, 06:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 03:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
А вот удивительное:
http://news.mail.ru/culture/1523893/print
13.12

«Утописта» Стоппарда Россия не приняла
«Самая ожидаемая премьера» сезона — постановка трилогии Тома Стоппарда «Берег утопии» в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ) — обернулась неожиданным провалом. Ни зрительского ажиотажа, ни широкой общественной дискуссии вокруг неё так и не возникло. Почему?

Целый год «Берег утопии» вовсю пиарился Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Британским советом как крупнейшее событие в российской не только театральной, но и интеллектуальной жизни. Да и сэр Том Стоппард — фигура в мире современной драматургии культовая и предельно раскрученная. Хотя, на наш взгляд, господин Стоппард мог бы быть и поскромнее — среди его многочисленных пьес до сих пор так и остаётся непревзойдённым давний опус «Розенкранц и Гильденстерн» мертвы, хотя на фоне метафизических шедевров позднего Беккета она выглядит достаточно наивной.

Трилогии «Берег утопии», состоящей из пьес «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» Стоппард уделил особое внимание. В них он обратился к жизни и идейной эволюции российских мыслителей и политических деятелей века позапрошлого — Герцена, Бакунина, Белинского, Чаадаева, Аксакова и так далее. Мнение историков и литературоведов однозначны — работая над «Берегом утопии», Стоппард перелопатил кучу первоисточников, мемуарной литературы, серьёзных исторических исследований. Да и в чисто литературном отношении, судя даже по русскому переводу, английский мэтр показал себя высочайшим профессионалом — от многих фрагментов его опуса, изданного отдельной книгой, испытываешь настоящее, как говорил Ролан Барт, удовольствие от текста.

И всё же постановка «Берега утопии» настоящей и долгоиграющей сенсацией не стала, несмотря на усиленные попытки организовать дискуссии и «жаркие споры». Дело думается здесь не в странном решении показывать все три спектакля в один день — это практически с небольшими перерывами 10 часов! Хотя с точки зрения основ физиологии и просто здравого смысла такое решение лучшим признать трудно.

Москва стала третьим городом в мире, где «Берег утопии» был поставлен на сцене. До этого были Лондон и легендарный Бродвей — в последней постановке был занят даже бывший муж Умы Турман Этан Хоук. Главный режиссёр РАМТа Алексей Бородин привлёк к российской постановке лучшие силы своего театра, а в роли Натали Герцен выступает любимица публики Нелли Уварова. Но все старания так и не превратили «утопические» изыскания Стоппарда в значимое общественное событие.

Причина тут, на наш взгляд, проста и ясна. Стоппард обратился к персонам российской интеллектуальной истории, чьи взгляды сегодня выглядят полностью обанкротившимися. С огромной и умело поданной симпатией английский драматург представляет нам людей, которые, несмотря на все передряги и метаморфозы их идейных блужданий, видели спасение России в создании революционного движения в духе цивилизованной Европы. И бежали, как Герцен и Бакунин, из «немытой России» в Англию и Швейцарию, чтобы оттуда строить свои утопии преобразования родной страны, которую они, как показала история, мало понимали.

Том Стоппард, видимо, даже не задумался над простым вопросом — кто из персонажей его трилогии востребован, актуален в современной России? На кого ссылаются в интеллектуальных баталиях наших дней? Книги Герцена сегодня практически не выпускаются, его вульгарный материализм, изложенный в «Письмах об изучении природы», вызывает лишь улыбку. «Неистовый Виссарион» занял то место, которое он заслуживает, — одного из выдающихся литературных критиков 30-40-х годов позапрошлого века, не более. Его полубезумное «Письмо к Гоголю», которое в советские времена школьников заставляли выучивать наизусть, уступило дорогу той книге, против которой оно было направлено, — парадоксальным «Выбранным местам из переписки с друзьями» Гоголя, глубины которых до конца ещё не поняты и не интерпретированы.

Пожалуй, только отдельные мысли Бакунина всплывают во время нынешних геополитческих споров. Но это вовсе не его анархические иллюзии, а, к примеру, те пассажи из «Государственности и анархии», в которых Бакунин прогнозирует угрозу сибирским просторам России со стороны тогда ещё 400-миллионного Китая.

Как показалось из многочисленных интервью Стоппарда и личного общения с ним во время первой пресс-конференции в РИА «Новости», мэтр драматургии, как и его герои, находится в плену механистического взгляда на историю как борьбу различных социальных и национальных групп. Стоппард признался, что слабо знаком с революционным переворотом, произведённым великим швейцарским философом и психологом Карлом Густавом Юнгом. А ведь именно учение Юнга о решающей роли коллективного бессознательного объясняет настоящую динамику войн и революций, а также такого феноменов ХХ века как фашизм и тоталитаризм.Что интересно, после двух мировых войн и Хиросимы самые глубокие умы человечества пришли к выводу не только об отсутствии в мировой истории какого-либо смысла, но и о единственном пути спасения через индивидуальную трансформацию личности. Великий опыт ещё только открываемой западной цивилизацией восточной философии определяет вопрос кардинального изменения сознания как основной.

Удивительно, но Том Стоппард не захотел дискутировать о другой социальной утопии, созданной его соотечественником Олдосом Хаксли, хотя она гораздо более значима и востребована, нежели политические сочинения Герцена, Бакунина и Белинского. Хаксли мы открыли для себя двадцать лет назад, когда вышел перевод его знаменитого романа «О, дивный новый мир!»

Сейчас российским интеллектуалам стали доступны и переводы главной книги Хаксли — психоделической утопии «Остров», его эссе «Двери восприятия». Именно они сегодня — в эпицентре жарких споров о будущем человечества, причём не только в России, но и во всём цивилизованном мире.

Мы далеки от высказывающегося некоторыми критиками мнения, что Стоппард обратился к фигуре Герцена и его окружения не просто так. Дескать, можно усмотреть, в том числе и в интервью драматурга, параллели между Искандером и всем известным нынешним «лондонским сидельцем». Хотя чрезмерно активная и пафосная поддержка проекта «Берег утопии» Британским советом наводит на мысль, что в таких параллелях есть резон.

И всё же именно поверхностность, заданность и определённая ангажированность трилогии Стоппарда привели к её провалу на российской сцене. Довольно забавно читать утверждение Алексея Бородина о том, что «Том Стоппард в ХХ веке — великий драматург номер один». Вообще то давно признано, что величайшими драматургами ХХ века являются Чехов и Беккет. Чьи, казалось бы, наизусть знакомые, пьесы вновь и вновь погружают нас в такие бездонные глубины смыслов и метафизических откровений, куда Стоппард пока так и не добрался.

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 21:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
Так этож Правда.ру, типичная желтая пресса.... :lol: Я так понимаю автор статьи сам спектакля не видел... :mrgreen:

_________________
Блаженства суть - во всю умчаться прыть,
покрыться бронзой лунного загара,
сойти с ума, копытом землю рыть.
И дьявол с ним - какая после кара!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 22:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Да, статья производит впечатление бреда. :shock:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 03 янв 2008, 15:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 03:12
Сообщения: 27
Откуда: Москва
Ха-ха-ха-ха!!!
Это действительно бред какой-то!!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 05 янв 2008, 17:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
...а может быть, не будем настолько категоричны?.. полным бредом эту статью назвать все-таки нельзя, да и типичной заметкой "желтой прессы" тоже...
Даже не стала бы делать столько категоричного вывода, что автор ее не видел спектакля... Ведь речь в ней совсем не о художественных достоинствах и недостатках постановки Алексея Бородина.. речь о другом - об общественном значении трилогии. А если говорить только о нем, то... Чтобы сразу ответить на могущие последовать вопросы, скажу: спектакль я видела, переводила на него друзей (и еще поведу!), сама люблю его невероятно (пальцев на одной руке будет много, чтобы перчислить спектакли за последние годы, которые я любила бы настолько же сильно), но...
Постараемся быть объективными. Никакого общественного резонанса трилогия не вызвала (все дискуссии, акции, встречи, которые были - и было их не мало, - были организованы не кем-то, кто "всколыхнулся" после спекталя, а людьми, имеющими непосредственное отношение к проекту). Совершенно не хочу преуменьшать значение этих "допремьерных" дискуссий, но то, что было после премьер - обсуждения непосредственно спектакля и его тем и идей... кто был на этих встречах, согласится, что со стороны зрителей встречи эти проходили достаточно пассивно... Действительено, дискуссии, о которой писал автор статьи не возникло.
другой вопрос, насколько в современном мире, вообще, возможно возникновение подобной дискуссии... не знаю... это уже отдельная тема. Но если вспомнить разные интервью Тома Стоппарда, то можно увидеть, что он как раз очень ждал подобных дискуссий, встряхнуть зрителей ему хотелось... И с этой "общественно-социальной" точки зрения постановку "Берега.." вполне можно назвать и провалом... ведь... "народ безмолствует"... :roll:

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 06 янв 2008, 01:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Собственно, что считать "триумфом" или "провалом" СПЕКТАКЛЯ? Зритель ходит? Зал заполняется? Да. Несмотря на необычный формат. Я не думаю, что Стоппард и Бородин задумывали учинить этим спектаклем в России социальный переворот. И то, что сей переворот не произошел - не есть провал театральной постановки. Поэтому статья, пожалуй, даже имеет некий провокационный оттенок. Мол, ну что же вы? Столько говорили о революционных идеях, а народ не на баррикадах? Милый товарищ автор... сейчас такое время, что линия баррикад проходит в головах и сердцах.
"Народ безмолвствует?" А говорильня - не всегда признак мыслительной деятельности. Часто - наоборот.

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 06 янв 2008, 01:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
Елена, большая просьба, когда вставляете статью, делайте шрифт побольше!
Елена писал(а):
статья производит впечатление бреда

Я не соглашусь. Просто автор статьи смотрит на ситуацию по-своему. У него другие политические и культурные позиции, другая система взглядов, которые он последовательно разворачивает. Да, резкие, спорные, но они тоже имеют право на существование. Я думаю, нет сейчас смысла обсуждать "провал" и то, удосужился ли Стоппард задуматься...
Что касается дискуссий, встреч - да, многие из них протекали пассивно. Но какими они должны быть? Перерастать в митинги? Лично я шла туда не спрашивать, а слушать. Мне кажется, эти мероприятия имели во многом просветительское значение: донести до людей информацию, поставить какие-то вопросы, ответы на которые каждый определяет для себя сам. То же можно и о спектакле сказать. И вот эта внутренняя работа пошла (о которой, кстати, и говорил автор статьи: "о единственном пути спасения через индивидуальную трансформацию личности.") Полгода назад я отворачивалась от политики - сейчас мы активно ее обсуждаем. И не потому, что "от первого лица". Если бы это не трогало каждого лично, обсуждения бы не было.
Т.о. мысли какие-то "Берег утопии" вызывает. Но в словах они выражаются очень тяжело. Встреча в Бахрушинском музее: там и некоторые актеры старались отмолчаться - а что говорить о зрителях! Встреча Клуба искусств: публика в основном молодая, говорить страшно. Народ не безмолвствует, но слова приходится почти тянуть клещами. Почему? Не знаю. Но это так.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 06 янв 2008, 02:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Цитата:
Что касается дискуссий, встреч - да, многие из них протекали пассивно. Но какими они должны быть? Перерастать в митинги?

Так и я об этом. Я (см выше) уже изменила свое мнение о статье, она не бред, а провокация. Поэтому народ и помалкивает.
Ну, а насколько возможна "индивидуальная трансформация" при неизменности бытия - можно спорить.

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 11 янв 2008, 00:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
Наверное, придется оговориться: когда я писала о "провале спектакля", то просто попыталсь встать на позицию автора статьи и с его точки зрения посмотреть на проблему... Конечно, какой там провал?! на московской сцене появилось Чудо... вот и все ;)

а мысли... они все равно будут у каждого свои... и к этим своим мыслям мы и будем стремиться, когда вдруг непреодолимо захочется вновь увидеть "Берег..."...

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 11 янв 2008, 22:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Знаете, правда - про это неудержимое желание там быть... я заметила, что переоцениваю ценности и стала не в состоянии мириться с несправедливостью, которая меня не касается... это благодаря Виссариону, наверняка. :twisted: :!:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB