Евгений Редько

Форум персонального сайта e-redko.ru
Текущее время: 22 ноя 2024, 01:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 244 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 25  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 13 янв 2008, 22:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
а это постпремьерные впечатления о "Человеке-Подушке" М.Макдонаха в МХТ им.А.П. Чехова. Спектакле, получившем двух "чаек" :!: конечно, если интересно;)

- Ну, и какую историю ты тут нам пытаешься рассказать?
- Я здесь ничего не пытаюсь рассказать. Это задумывалось, как головоломка без разгадки.


Уйти нужно после первого действия. Уйти, чтобы унести с собой впечатление ес-ли и не захватывающего воображение спектакля, то мастерски проведенной интеллектуаль-ной игры. Игры, виртуозно разыгранной на Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова. Уйти, чтобы с приятным удивлением констатировать, что Кирилл Серебренников еще способен создать не только «продукт», но «произведение», в лабиринте которого хочется блуждать в поисках выходов, которые появлялись бы снова и снова, но тут же ускользали, еще больше распаляя любопытство ищущего. Но… неожиданный поворот (сюжета, как сказал бы главный герой спектакля) – и лабиринт разрушен. Причем разрушен не столько даже стараниями режиссе-ра, сколько по непонятной прихоти драматурга…

…Детективная канва спектакля проста: в одной отдельно взятой стране по подоз-рению в «убийственном воплощении» собственных рассказов о всевозможных истязаниях детей арестован писатель Катуриан (А. Белый), и два следователя – «плохой» (Ю. Чурсин) и «хороший» (С. Сосновский) – всеми правдами и неправдами (вплоть до запугивания больно-го брата писателя (А. Кравченко)) выколачивают из него признание. В финале первого дей-ствия они его получают. В финале второго – расстреливают виновного. Вот, собственно, и все. Но «Человек-подушка» не исчерпывается детективной своей составляющей, претендуя помимо этого и на литературную игру, и на философские обобщения.
И то, и другое есть в первой половине спектакля. Именно здесь зрителю даются все кусочки головоломки. Именно здесь звучат ключевые истории Катуриана (в том числе и давшая название спектаклю). Именно здесь возникает мучительная оппозиция жизни и ис-кусства и, еще более страшная, - жизни и профанации искусства. Какую цену можно запла-тить за гениальное произведение? Собственную жизнь? Жизнь брата? Или пресловутую «слезинку ребенка», которая – увеличенная до невероятных размеров – навязчиво будет рас-качиваться перед глазами зрителей во втором действии?
Подобные вопросы не могут иметь объективного ответа. Это головоломка без раз-гадки. Точнее, разгадку будет искать каждый, и каждому будет казаться, что он-то ее и на-шел, но… странички с верным решением не будет. Будет только последний, недостающий пазл – финальные слова Катуриана, обращенные с внезапно «отделенной» от действия аван-сцены непосредственно к зрителям: «Позовите, пожалуйста, следователя – я хочу сделать признание в убийстве шести человек. Но с одним условием: это касается моих рассказов…»
Поставь здесь драматург точку... но – неожиданный поворот сюжета, и спектакль переходит ко второму акту, который, стремясь расставить все точки над i, оборачивается ка-ким-то безумным фарсом, полнейшей бессмыслицей. Ответы, которые первый акт оставлял не произнесенными, придавая им тем самым своеобразную «невысказанную» глубину и мно-гоуровневость, здесь вполне наглядно материализовались, пьеса оборачивалась занудным морализаторством с элементами гиньоля, а зрителю оставалось чувствовать себя «дебиль-ным китайским мальчиком» из рассказа следователя…
Безусловно, за всем этим скрывается некий глубинный смысл. Безусловно, в ручь-ях крови, заливающих белоснежные одежды ребенка и не менее белоснежный кафель комна-ты допросов (художник – Н. Симонов), есть некое эстетство, пускай «порочный», но стиль. Безусловно, примененные в театре приемы киноозвучания эффектно повышают градус на-пряжения. Безусловно, «однокрасочность» большинства персонажей придает разыгрываемо-му типический характер. Безусловно, присутствие на сцене детей заставляет содрогаться сердца зрителей… И, столь же безусловно, что все это – в пропорциях, предложенных Се-ребренниковым, - оборачивается, в конечном итоге, верхом безвкусицы и неоправданной пошлости.
Однако, спектакль все же смотреть стоит. Стоит, несмотря на все «неожиданные повороты сюжета», не смотря на полнейшее отсутствие чувства меры у драматурга и режис-сера. Стоит, потому что главную роль здесь играет Анатолий Белый.
Его Катуриан – настоящий (даже не писатель) художник. Художник, в чьем твор-честве именно месту художника в этом мире, ответственности художника перед этим миром отведено центральное место. Именно этому, а совсем не тысяче и одному способу убийства ребенка. Игра Белого не нарочита, не навязчива, но предельно точна. И этой своей точно-стью, выверенностью до мельчайших нюансов притягательна. Подобно Крысолову, увлекает он зрителя все дальше и дальше – в самый центр сознания своего героя. Увлекает, почти не давая возможности остановиться, стряхнуть с себя оцепенение и посмотреть на происходя-щее трезвым взглядом обычного человека. Медленно, незаметно подведет он к самому краю пропасти и вдруг, в последнее мгновение исчезнет, предоставив каждому самому сделать решающий шаг. И тогда вновь вспомнишь о головоломке из первого действия. Будто вновь услышишь неожиданные - в еще секунду назад униженном голосе писателя - «нотки Деми-урга», покровительно-снисходительного к внимающим его творению: «хороший рассказ!». И станет страшно от подобного сверхчеловеческого самовозвеличивания художника; от его непрестанной молитвы: «Господи, не дай мне быть таким, как все! Дай мне быть особен-ным!»; от той «вседозволенности», которую подобная избранность дает; от мысли, что и весь тот «театр жестокости», свидетелем которого мы только что стал, был ничем иным, как оче-редным – просто разыгранным в натуральных декорациях – рассказом, порожденным боль-ной фантазией художника, воспитанного обладавшими «специфическим чувством юмора» родителями. И тогда безумно захочется услышать, что все эти построения неверны, что эта головоломка, действительно, не имеет отгадки, что это просто мастерски выстроенная об-манка, облаченная в форму притчи. И вновь захочется услышать ее – лишь для того, чтобы в финале ее поставить не многоточие, но точку:…

…Человек просыпается и обнаруживает, что он закован в клетку для смертников и обречен на го-лодную смерть. Он знает, что совершил какое-то преступление, но, какое конкретно преступление он совершил, он не может вспомнить. А через дорогу от его клетки на том же перекрестке стоят еще две клетки. На одной висит табличка с надписью «насильник», на другой – «убийца». В клетке насильника лежит покрытый слоем пыли скелет. В клетке убийцы – дряхлый старик. Но наш герой не может дотянуться до таблички на своей клетке. И тогда он просит старика прочитать, что там написано, чтобы понять, что же он такого сделал. Старик смотрит на табличку, смотрит на нашего героя, и лицо его искажает гримаса отвращения. Мимо проходят мо-нашки. Они молятся над телом мертвого насильника, потом подходят к клетке убийцы, дают ему хлеб и воду, потом подходят к клетке нашего героя, читают табличку с его преступлением, бледнеют от ужаса и в слезах немедленно уходят прочь. Разбойник с большой дороги проходит мимо клетки. Он без особого интереса смот-рит на клетку насильника; потом подходит к клетке со стариком-убийцей – срывает замок с петель, выпускает его на волю; подходит к клетке нашего героя, читает табличку с его преступлением – и на губах его появляется едва заметная улыбка. Наш герой тоже слегка улыбается ему в ответ. Тогда разбойник достает свой пистолет и стреляет нашему герою прямо в сердце. На последнем издыхании, истекая кровью, наш герой кричит разбойни-ку: скажи мне только одну вещь – что я такого сделал?! Разбойник, не проронив ни слова, медленно уходит прочь. «В ад ли я попаду?», - вопрошает наш герой, испуская дух. А в ответ – лишь тихий смех удаляющегося разбойника. /…?

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 01:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
Герцен у нас, конечно, хороший, но я была уверена, что "Чайку" получит Белый. Не знаю, почему, - спектакля я не видела. Но как искренне он говорил о своей роли, о том, что нашел себя в ней! Значит, это действительно было попадание в точку.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 02:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
А что бы я посоветовала посмотреть... Из последнего меня потрясла "Гупешка", но здесь было предложено говорить об изменах РАМТу. :) Могу отметить Домогарова в "Джекиле" - по-моему, дуэт Джекила и Хайда он ведет просто гениально. Хотя в общем постановка средняя, и звук все время отказывает... :|
"Белую акацию" в Щукинском смотрела с удовольствием - легкая, приятная оперетта, сыгранная со всем обаянием молодости. :)
Мой любимый спектакль - "Ждать?!" в Сатире, но из-за проблем с посещаемостью его в последнее время отменяли. Почему на него так плохо ходят - загадка как для меня, так и для артистов. Вера Васильева пишет об этом в своей недавно изданной книге.
А из режиссеров люблю Житинкина... При этом из сегожняшних его спектаклей не могу рекомендовать ничего. Может быть, "Любовный круг" в Малом хороший, но сама еще не видела. Сейчас у него много глупых антреприз. Некоторые спектакли, которые интересно смотрелись на премьере, сейчас выглядят посредственно... Но все-таки я в него верю. Какие были спектакли на Малой Бронной! "Нижинский", "Калигула", "Анна Каренина"! Я их никогда не забуду. Может быть, как первую театральную любовь, но... я пересматриваю что-то - и мне до сих пор нравится. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 02:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
На "Джекила" давно собираюсь выбраться, но все время что-то мешает :( Впрочем, остальное мое знакомство с Домогаровым ("Нежинского", увы, не видела) надеяться на удачный спектакль не позволяет... :?

Жалко, что у меня совсем другое отношение почти ко всем спектаклям, о которых Вы пишете :cry: . Но к Житинкину у меня давно выработалась стойкая антипатия :( Точнее, она уже сменилась апатией в ожидании от него хоть чего-то стоящего (до филиала Малого тоже не добралась :( ). Мне в нем как-то смысла не хватает :shock:

"Ждать?!" в Сатире... видела его давно - еще премьеру... Тогда показался миленьким, но не более... Впрочем, на фоне того, что сейчас происходит в театре Сатиры - это фарфоровая статуэтка, которую надо заботливо сохранять... :cry:

А "Белая акация" - яркое студенческое солнышко! это да! :!: :!: :!: :P

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 02:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
Ника писал(а):
Впрочем, остальное мое знакомство с Домогаровым ("Нежинского", увы, не видела) надеяться на удачный спектакль не позволяет...

Вы все-таки сходите на "Джекила". Потому что я после "Нижинского" долго не видела того уровня, который Александр Юрьевич показывал там, и вот в "Джекиле" он прорвался. У нас на подготовительных курсах в ГИТИСе девушка была, для которой он был любимым актером. А многие (и я в том числе) высказывались, что сейчас ничего хорошего не видно. И как же мне потом было стыдно!
Ника писал(а):
Мне в нем как-то смысла не хватает

Житинкин (каким я его помню) - все-таки больше из сферы эмоционального театра. Что я ценю. Ведь каждый ищет в театре что-то свое. :)
Ника писал(а):
"Ждать?!" в Сатире... видела его давно - еще премьеру...

Я тоже была на премьере. И потом раз в сезон ходила на этот спектакль. Да, там нет каких-то глобальных философских прозрений, борьбы идей. Но! Это хороший спектакль о театре (что бывает не так часто. "Не будите мадам" в Моссовете и "Фредерик, или Бульвар преступлений" в Вахтанговском я удачами не назову.) С хорошими актерами. Я люблю каждого из троих, в нем занятых. :) А моего любимого Вавилова мне больше смотреть просто негде. И, потом, это живой, подвижный спектакль. Там меняются акценты. Иногда актеры играют вообще по-другому. И мне интересно за эти наблюдать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 03:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
Кареглазая писал(а):
Житинкин (каким я его помню) - все-таки больше из сферы эмоционального театра. Что я ценю. Ведь каждый ищет в театре что-то свое. :)


Вероятно, мы с Вами о "разных" Житинкинах говорим ;) я у него видела - Лулу, Поле битвы, Венецианский купец, Милый друг, Хомо Эректус - и главная эмоция, которая после всего этого была: ужас, вроде хорошие актеры! и что только с ними режиссер сделал?! :( это при том, что в интервью многих их этих актеров довольно часто встречаю восторги по поводу работы именно с Житинкиным... :roll: Вобщем, не понимаю я чего-то в этой жизни ;)

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 03:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
"Лулу" - это было ужасно, "Поле битвы" и "Друг" - средне, "Купца" не видела. А "Хомо Эректус"... Я смотрела через месяц после премьеры и тогда меня этот спектакль волновал. Не скажу, что я была в восторге, но это было с юмором. И как Олег Михайлович (Вавилов) свою историю рассказывал! Я слушала, раскрыв рот. А когда пересматривала через два года, спектакль стал грубым, жестким и пошловатым. Так что мы действительно о разных Житинкиных говорим.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 13:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Домогаров для меня - это человек, который посмел взяться за роль, к которой не готов ни с какой стороны, то есть за Бержерака :evil:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 14 янв 2008, 22:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
у меня первым и окончательным разочарованием стал его Милый друг :twisted:

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Театральные впечатления
СообщениеДобавлено: 18 янв 2008, 18:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Сплошные пересечения. А чем "нам" Бержерак не подходит? В форме моноспектакля, правда, сложно его представить, но... сцена с полётом на луну, должно быть, могла бы потрясти не меньше, чем под балконом или в монастыре.

А про "точность" и "ОбломOFF" это когда с Ильей Ильичом случился удар, а со мной истерика... форменная... не знаю, Скворцов ли "виноват" или что-то еще...

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 244 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 25  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB