Тезисы Международного общества <<Мемориал>> к <<юбилею>> Большого террора
Семьдесят пять лет назад по решению высших партийных органов в СССР
развернулась кровавая <<чистка>>, длившаяся почти два года. В
исторической публицистике эта репрессивная кампания нередко именуется
Большим террором; в народе же ее называют просто -- <<Тридцать Седьмой>>.
Тезисы Международного общества <<Мемориал>> к <<юбилею>> Большого террора
Коммунистическая диктатура всегда -- и до, и после 1937 года --
сопровождалась политическими репрессиями. Однако именно Тридцать
Седьмой стал в памяти людей зловещим символом системы массовых
убийств, организуемых и проводимых государственной властью.
По-видимому, это случилось из-за того, что Большому террору были
присущи некоторые из ряда вон выходящие черты, предопределившие его
особое место в истории и то огромное влияние, которое он оказал -- и
продолжает оказывать -- на судьбы нашей страны.
Тридцать Седьмой -- это гигантский масштаб репрессий, охвативших все
регионы и все без исключения слои общества -- от высшего руководства
страны до бесконечно далеких от политики крестьян и рабочих. В течение
1937--1938 гг. по политическим обвинениям было арестовано 1,7 миллиона
человек. Вместе с жертвами депортаций и осужденными <<социально
вредными элементами>> число репрессированных переваливает за 2
миллиона.
Это невероятная жестокость приговоров: более 700 тысяч арестованных
были казнены.
Это беспрецедентная плановость террористических <<спецопераций>>. Вся
кампания была тщательно продумана заранее высшим руководством СССР и
проходила под его постоянным контролем. В секретных приказах НКВД
определялись сроки проведения отдельных операций, группы и категории
населения, подлежавшие <<чистке>>, а также <<лимиты>> -- плановые цифры
арестов и расстрелов по каждому региону. Любые изменения, любые
<<инициативы снизу>> должны были согласовываться с Москвой и получать ее
одобрение.
Но для основной массы населения, незнакомой с содержанием приказов,
логика арестов казалась загадочной и необъяснимой, не вяжущейся со
здравым смыслом. В глазах современников Большой террор выглядел
гигантской лотереей. Почти мистическая непостижимость происходящего
наводила особенный ужас и порождала у миллионов людей неуверенность в
собственной судьбе.
Репрессии основательно затронули, в частности, представителей новых
советских элит -- политической, военной, хозяйственной. Расправа с
людьми, имена которых были известны всей стране (именно о них в первую
очередь сообщали газеты) и в лояльности которых не было никаких причин
сомневаться, увеличивала панику и усугубляла массовый психоз.
Впоследствии даже родился миф о том, что Большой террор будто бы был
направлен исключительно против старых большевиков и
партийно-государственной верхушки. На самом деле подавляющее
большинство арестованных и расстрелянных были простыми советскими
гражданами, беспартийными и ни к каким элитам не принадлежавшими.
Тридцать Седьмой -- это неизвестные мировой истории масштабы
фальсификаций обвинений. В 1937 -- 1938 гг. вероятность ареста
определялась главным образом принадлежностью к какой-либо категории
населения, указанной в одном из <<оперативных приказов>> НКВД, или
связями -- служебными, родственными, дружескими -- с людьми,
арестованными ранее. Формулирование индивидуальной <<вины>> было заботой
следователей. Поэтому сотням и сотням тысяч арестованных предъявлялись
фантастические обвинения в <<контрреволюционных заговорах>>, <<шпионаже>>,
<<подготовке к террористическим актам>>, <<диверсиях>> и т.п.
Тридцать Седьмой -- это возрождение в ХХ веке норм средневекового
инквизиционного процесса, со всей его традиционной атрибутикой:
заочностью (в подавляющем большинстве случаев) квазисудебной
процедуры, отсутствием защиты, фактическим объединением в рамках
одного ведомства ролей следователя, обвинителя, судьи и палача. Вновь,
как во времена инквизиции, главным доказательством стало ритуальное
<<признание своей вины>> самим подследственным. Стремление добиться
такого признания в сочетании с произвольностью и фантастичностью
обвинений привели к массовому применению пыток; летом 1937-го пытки
были официально санкционированы и рекомендованы как метод ведения
следствия (см. <<Новую газету>>, No. 83, вкладка <<Правда ГУЛАГа>>).
Тридцать Седьмой -- это чрезвычайный и закрытый характер
судопроизводства. Это тайна, окутавшая отправление <<правосудия>>, это
непроницаемая секретность вокруг расстрельных полигонов и мест
захоронения казненных. Это систематическая многолетняя официальная
ложь о судьбах расстрелянных: сначала -- о мифических <<лагерях без
права переписки>>, затем -- о кончине, наступившей будто бы от болезни,
с указанием фальшивых даты и места смерти.
Тридцать Седьмой -- это круговая порука, которой сталинское руководство
старалось повязать весь народ. По всей стране проходили собрания, на
которых людей заставляли бурно аплодировать публичной лжи о
разоблаченных и обезвреженных <<врагах народа>>. Детей вынуждали
отрекаться от арестованных родителей, жен -- от мужей.
Это миллионы разбитых семей. Это зловещая аббревиатура ЧСИР -- <<член
семьи изменника Родины>>, которая сама по себе явилась приговором к
заключению в специальные лагеря для 20 тысяч вдов, чьи мужья были
казнены по решению Военной коллегии Верховного суда. Это сотни тысяч
сирот Тридцать Седьмого -- людей с украденным детством и изломанной
юностью.
Это окончательная девальвация ценности человеческой жизни и свободы.
Это культ чекизма, романтизация насилия, обожествление идола
государства. Это эпоха полного смещения в народном сознании всех
правовых понятий.
Наконец, Тридцать Седьмой -- это фантастическое сочетание вакханалии
террора с безудержной пропагандистской кампанией, восхваляющей самую
совершенную в мире советскую демократию, самую демократическую в мире
советскую Конституцию, великие свершения и трудовые подвиги советского
народа. Именно в 1937 году окончательно сформировалась характерная
черта советского общества -- двоемыслие, следствие раздвоения
реальности, навязанного пропагандой общественному и индивидуальному
сознанию.
***
И сейчас, 75 лет спустя, в стереотипах общественной жизни и
государственной политики России и других стран, возникших на
развалинах СССР, явственно различимо пагубное влияние как самой
катастрофы 1937 -- 1938 годов, так и всей той системы государственного
насилия, символом и квинтэссенцией которого стали эти годы. Эта
катастрофа вошла в массовое и индивидуальное подсознание, покалечила
психологию людей, обострила застарелые болезни нашего менталитета,
унаследованные еще от Российской империи, породила новые опасные
комплексы.
Ощущение ничтожности человеческой жизни и свободы перед истуканом
Власти -- это непреодоленный опыт Большого террора.
Привычка к <<управляемому правосудию>>, правоохранительные органы,
подчиняющие свою деятельность не норме закона, а велениям начальства,
-- это очевидное наследие Большого террора.
Имитация демократического процесса при одновременном выхолащивании
основных демократических институций и открытом пренебрежении правами и
свободами человека, нарушения Конституции, совершаемые под
аккомпанемент клятв в незыблемой верности конституционному порядку, --
это общественная модель, которая впервые была успешно опробована
именно в период Большого террора.
Рефлекторная неприязнь сегодняшнего государственного аппарата к
независимой общественной активности, непрекращающиеся попытки
поставить ее под жесткий государственный контроль, -- это тоже итог
Большого террора, когда большевистский режим поставил последнюю точку
в многолетней истории своей борьбы с гражданским обществом. К 1937
году все коллективные формы общественной жизни в СССР -- культурной,
научной, религиозной, социальной и т.п., не говоря уже о политической,
-- были ликвидированы или подменены имитациями, муляжами; после этого
людей можно было уничтожать поодиночке, заодно искореняя из
общественного сознания представления о независимости, гражданской
ответственности и человеческой солидарности.
Воскрешение в современной российской политике старой концепции
<<враждебного окружения>> -- идеологической базы и пропагандистского
обеспечения Большого террора, подозрительность и враждебность ко всему
зарубежному, истерический поиск <<врагов>> за рубежом и <<пятой колонны>>
внутри страны и другие сталинские идеологические шаблоны, обретающие
второе рождение в новом политической контексте -- всё это свидетельства
не преодоленного наследия Тридцать Седьмого в нашей политической и
общественной жизни.
Легкость, с которой в нашем обществе возникают и расцветают
национализм и ксенофобия, несомненно, унаследована нами, в том числе и
от <<национальных спецопераций>> 1937 -- 1938 годов, и от депортации в
годы войны целых народов, обвиненных в предательстве, и от <<борьбы с
космополитизмом>>, <<дела врачей>>, и сопутствующих всему этому
пропагандистских кампаний.
Интеллектуальный конформизм, боязнь всякой <<инакости>>, отсутствие
привычки к свободному и независимому мышлению, податливость ко лжи --
тоже во многом результат Большого террора.
Безудержный цинизм -- оборотная сторона двоемыслия, волчья лагерная
мораль (<<Умри ты сегодня, а я завтра>>), утрата традиционных семейных
ценностей -- и этими нашими бедами мы в значительной мере обязаны школе
Большого террора, школе ГУЛАГа.
Катастрофическая разобщенность людей, стадность, подменившая
коллективизм, острый дефицит человеческой солидарности -- всё это
результат репрессий, депортаций, насильственных переселений, результат
Большого террора, целью которого и было раздробление общества на
атомы, превращение народа в население, в толпу, которой легко и просто
управлять.
***
Разумеется, сегодня наследие Большого террора не воплощается и вряд ли
может воплотиться в массовые аресты, мы живем в другую эпоху. Но это
наследие, не осмысленное обществом и, стало быть, не преодоленное им,
легко может стать <<скелетом в шкафу>>, проклятием нынешнего и будущих
поколений, прорывающимся наружу то государственной манией величия, то
вспышками шпиономании, то рецидивами репрессивной политики.
Что требуется сделать для осмысления и преодоления разрушительного
опыта Тридцать Седьмого?
Последние десятилетия показали, что необходимо публичное рассмотрение
политического террора советского периода с правовых позиций.
Террористической политике тогдашних руководителей страны, и прежде
всего генерального идеолога и верховного организатора террора Иосифа
Сталина, конкретным преступлениям, ими совершенным, необходимо дать
ясную юридическую оценку. Только такая оценка может стать краеугольным
камнем правового и исторического сознания, фундаментом для дальнейшей
работы с прошлым. В противном случае отношение общества к событиям
эпохи террора неизбежно будет колебаться в зависимости от изменений
политической конъюнктуры, а призрак сталинизма -- периодически
воскресать и оборачиваться то бюстами диктатора на улицах наших
городов, то рецидивами сталинской политической практики в нашей жизни.
Вероятно, для проведения полноценного разбирательства следовало бы
создать специальный судебный орган -- указывать на прецеденты в мировой
юридической практике излишне.
К сожалению, пока что налицо противоположная тенденция: в 2005 году
Государственная дума Российской Федерации исключила из преамбулы
Закона о реабилитации 1991 года единственное в российском
законодательстве упоминание о моральном ущербе, причиненном жертвам
террора. Нет нужды вдаваться в нравственную и политическую оценку
этого шага -- она очевидна. Необходимо просто вернуть слова о моральном
ущербе в текст Закона. Это надо сделать не только во имя памяти
погибших, но и ради самоуважения. Это надо сделать и для того, чтобы
загладить оскорбление, нанесенное нескольким десяткам тысяч глубоких
стариков -- выжившим узникам ГУЛАГа, и сотням тысяч родственников жертв
террора.
Однако правовая оценка террора -- это важный, но недостаточный шаг.
Необходимо обеспечить благоприятные условия для продолжения и
расширения исследовательской работы по истории государственного
террора в СССР. Для этого нужно прежде всего снять все ныне
действующие искусственные и не обоснованные ограничения доступа к
архивным материалам, связанным с политическими репрессиями.
Необходимо сделать современное историческое знание об эпохе террора
общим достоянием: создать наконец школьные и вузовские учебники
истории, в которых теме политических репрессий, и в частности Большому
террору, было бы уделено место, соответствующее их историческому
значению. История советского террора должна стать не только
обязательной и значительной частью школьного образования, но и
объектом серьезных усилий в области народного просвещения в самом
широком смысле слова. Необходимы просветительные и культурные
программы, посвященные этой теме, на государственных каналах
телевидения, необходима государственная поддержка издательских
проектов по выпуску научной, просветительной, мемуарной литературы,
посвященной эпохе террора.
Необходимо создать общенациональный Мемориально-музейный комплекс
памяти жертв политических репрессий, соответствующий по своему статусу
и уровню масштабам трагедии, и сделать его методическим и научным
центром музейной работы по этой теме. История террора и ГУЛАГа должна
быть представлена во всех исторических и краеведческих музеях страны,
так, как это делается, например, в отношении другой грандиозной
исторической трагедии -- Великой Отечественной войны.
Необходимо поставить наконец в Москве общенациональный памятник
погибшим, который был бы воздвигнут государством и от имени
государства. Такой памятник нам обещают уже больше 50 лет; пора бы и
выполнить обещание. Но этого мало: надо, чтобы памятники жертвам
террора встали по всей стране. К сожалению, во многих городах дело
увековечения памяти жертв до сих пор не двинулось дальше закладных
камней, установленных 25--30 лет назад.
В стране должны появиться памятные знаки и мемориальные доски, которые
отмечали бы места, связанные с инфраструктурой террора: сохранившиеся
здания следственных и пересыльных тюрем, политизоляторов, управлений
НКВД и ГУЛАГа... Памятные знаки, указатели и информационные щиты следует
установить также в местах дислокации больших лагерных комплексов, на
предприятиях, созданных трудом узников, на дорогах, ведущих к
сохранившимся руинам лагерных зон.
Необходимо убрать из названий улиц и площадей, да и из названий
населенных пунктов, имена государственных деятелей -- организаторов и
активных участников террора. Топонимика не может больше оставаться
зоной увековечения памяти преступников.
Необходима государственная программа подготовки и издания во всех
субъектах Российской Федерации Книг памяти жертв политических
репрессий. Сейчас такие книги памяти выпущены только в части регионов
России.
Срочно необходимо разработать и осуществить общероссийскую или даже
межгосударственную программу поиска и мемориализации мест захоронения
жертв террора. Это проблема не столько образовательная и
просветительская, сколько нравственная. На территории бывшего СССР --
многие сотни расстрельных рвов и братских могил, где тайно закапывали
казненных, тысячи лагерных и спецпереселенческих кладбищ, разрушенных,
полуразрушенных и таких, от которых остались лишь следы; от тысяч
кладбищ уже и следов не осталось.
Все это способствовало бы восстановлению памяти об одной из крупнейших
гуманитарных катастроф ХХ века и помогло бы выработать устойчивый
иммунитет к тоталитарным стереотипам. <...>
Память о терроре -- это общая память наших народов. Память, которая не
разъединяет, а объединяет нас -- еще и потому, что это не только память
о преступлениях, но и память о совместном противостоянии машине
убийств, память об интернациональной солидарности и человеческой
взаимопомощи.
***
ГУЛАГ, Колыма, Тридцать Седьмой -- такие же символы ХХ века, как
Освенцим и Хиросима. Они выходят за пределы исторической судьбы СССР
или России и становятся свидетельством хрупкости и неустойчивости
человеческой цивилизации, относительности завоеваний прогресса,
предупреждением о возможности будущих катастрофических рецидивов
варварства. Поэтому дискуссия о Большом терроре должна также выйти за
рамки национальной проблематики; наряду с другими гуманитарными
катастрофами, Большой террор должен стать предметом общечеловеческой
рефлексии. Но инициатором и средоточием этой дискуссии обязана стать,
разумеется, общественная мысль в странах, входивших в состав СССР, в
первую очередь -- в России.
К сожалению, именно в России готовность общества узнать и принять
правду о своей истории, казавшаяся в конце 1980-х достаточно высокой,
сменилась в 1990-е безразличием, апатией и нежеланием <<копаться в
прошлом>>. Есть и силы, прямо заинтересованные в том, чтобы никаких
дискуссий на эти темы больше не было. И в общественном сознании, и в
государственной политике усиливаются тенденции, отнюдь не
способствующие свободному и прямому разговору о нашей недавней
истории. Эти тенденции нашли свое выражение в официальной, хотя и не
всегда четко формулируемой, концепции отечественной истории
исключительно как <<нашего славного прошлого>>.
Нам говорят, что актуализация памяти о преступлениях, совершенных
государством в прошлом, препятствует национальной консолидации (или,
выражаясь языком тоталитарной эпохи, <<подрывает морально-политическое
единство советского народа>>).
Нам говорят, что эта память наносит ущерб процессу национального возрождения.
Нам говорят, что мы должны помнить в первую очередь о героических
достижениях и подвигах народа во имя великой и вечной Державы.
Нам говорят, что народ не хочет иной памяти, отвергает ее.
И в самом деле, значительной части наших сограждан легче принять
удобные успокоительные мифы, чем трезво взглянуть на свою трагическую
историю и осмыслить ее во имя будущего. Мы понимаем, почему это так:
честное осмысление прошлого возлагает на плечи ныне живущих поколений
огромную и непривычную тяжесть исторической и гражданской
ответственности. Но мы уверены: без принятия на себя этого, в самом
деле -- тяжелейшего груза, груза ответственности за прошлое, у нас не
будет никакой национальной консолидации и никакого возрождения.
В одну из самых страшных годовщин нашей общей истории <<Мемориал>>
призывает всех, кому дорого будущее наших стран и народов, пристально
вглядеться в прошлое и постараться понять его уроки.
Международное общество <<Мемориал>>
Постоянный адрес страницы:
http://www.novayagazeta.ru/gulag/53734.html