Евгений Редько

Форум персонального сайта e-redko.ru
Текущее время: 04 дек 2024, 22:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 117 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 18 янв 2008, 01:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
Жаль, что нельзя приводить цитаты с других страниц. :| Придется отвечать по памяти.
Елена, для меня это настолько странный вопрос: зачем писать непрофессионалам? Потому что хочется. "Свободно льется из души". Есть же дневники, блоги, люди делятся своими мыслыми. Да, может быть, профессионал напишет лучше, но как вы узнаете об этом, если кто-то заботливо не выложит статью? :) Да и что значит "профессионал"? Что у человека есть корочка? Сегодняшняя критика далека от совершенства, и порой то, что мы читаем на форумах, на порядок превосходит то, что видим в журналах. Талант неуловим и от состояния в штате не зависит. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 18 янв 2008, 12:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
Кареглазая! спасибо за то, что выложили такую замечательную свою статью!!! так хочется "подискутировать" на эту тему!!! как только появится возможность, тут же напишу ответ! ;)

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 18 янв 2008, 13:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
Пока собственные мысли не оформила, решила выложить статью на близкую тему Григория Заславского, которого, вообще, люблю читать ;) и чьи рецензии, кстати, очень наглядно показывают, что не все так уж плохо в современной критике ;) (необходимость которой, впрочем, лично у меня до сих пор продолжает вызывать сомнения, но об этом позже... :roll: )

Цитата:
Критик как веселый патологоанатом

Лев Николаевич Толстой, кажется, переспросил однажды: держит руку на пульсе – как врач или как гробовщик?

Театральные критики отслеживают процесс и в этой связи – как составная и неотъемлемая часть этой работы – отписывают премьеры. Каждая статья, случается, - окончательный и бесповоротный диагноз. Режиссер задыхается, ему незачем становится жить, раз с ним "все ясно".

Вот – последний пример: в "Независимой газете", с которой мне незачем сводить счеты, статья молодого критика "Куда пойти учиться". Обзор сентябрьских премьер. Первое, но к сути дела отношение не имеющее: совершенно очевидно, что автор внимательно побродил по чужим сайтам, откуда прилежно переписал порядок премьер (последовательность очевидно взята из соответствующего анонсирующего текста в "Театральном смотрителе"), позаимствовал даже отдельные удачные определения (как то – "окончательная премьера" во МХАТе имени Чехова "Кабалы святош"). А дальше он, как говорится, "выспался" на покуда ни ему, ни всем остальным неведомом театре.

Если критик чувствует себя врачом, то необязательно – патологоанатомом. Тут – вполне патологоанатомический подход. Освежевание театра, невзирая на авторитеты. Последнее бывает и хорошо. Хорошо чувствовать себя не ангажированным, а главное – быть им. Хорошо быть молодым и наглым. Но зачем писать о театре, когда его так не любишь. Патологоанатом имеет право не любить "предмет своих занятий" (но – не само занятие). Врач любой другой специализации, где приходится иметь дело с живыми, это самое живое непременно должен любить. Во всяком случае – желать здоровья.

Неведомый мне автор "Независимой", кажется, был бы рад скорейшей смерти как театра как такового, ему ненавистного, так и отдельных ненавистных ему его представителей.

Тут кое-какие вопросы возникают. Зачем писать о том, что так ненавистно и выбирать так нелюбимое дело своей специализацией?

Я прочел, например, и в театр идти уже не захотелось. А если, не дай Бог, мне еще и понравится спектакль, например, Ермоловского театра? Или – Марка Розовского? Несмотря на окончательный диагноз, в этом театре все же, хотя и реже, чем хотелось бы, случаются интересные события. И "Песни нашего двора" были из таких, интересных. И "Дядя Ваня" Розовского в пору премьеры был не так плох, как заключает автор, который скорее всего ни того, ни другого не видел. Речь не о жалости, которой, как полагал Максим Горький, можно только унизить человека (к чему же художника унижать). Я – об изначальной презумпции невиновности. Театр ведь не виноват в том, что его не любит Антон Красовский… Не любит – зачем же пишет (кажется, я повторяюсь)? Можно не любить отдельные проявления, но тут речь, кажется, про нелюбовь к самому процессу. Зачем же тогда? Это – вопрос. Вполне искренний.

Итак, идти в театр уже не хочется, поскольку мне на нескольких страницах вдалбливают, каков глупец любой потенциальный ездок и ходок по театрам. А если мне еще и понравится (то есть, случится то, по поводу чего чуть выше я написал, что не дай Бог…), выйдет, что глупец в квадрате. А потом еще на работу приду, начну рассказывать, что, мол, в театре был… В каком, спросят меня, и дальше: ты что, с ума сошел… Лучше и не признаваться, выходит (никто же не станет хвастаться странным увлечением анатомическим театром; вот, говорят, одному русскому писателю нравилось и он скрывал умело).

Мой праведный гнев как будто бы происходит из того еще пафоса: мол, даже свинья не гадит там, где ест… Ну, если угодно, то – да (тем более, что здесь речь – не о Пастернаке, отчего данная истина становится еще истиннее). Зачем так пинать то, что позволяет сводить концы с концами, говорить без уважения про тех, которые тебя "кормят"…

Одна моя знакомая сказала после прочтения этих самых анонсов в "НГ": "Мне всегда было непонятно, как можно без уважения, а порой даже с презрением относиться к людям, которые тебя "кормят". Мне всегда хотелось сказать: не нравится "Современник", - ну не ходи, чего мучить себя и окружающих. Нет же, идут, знают, что напишут, и пишут в конце концов".

Врачи, как известно, цинично относятся к вопросам жизни и смерти. Об этом сложено немало все известных анекдотов. Вероятно, можно говорить о профессиональном цинизме в приложении к любому занятию. Но иногда, когда зашкаливает, хочется вот так что-то сказать.


http://www.zaslavsky.ru/ib/crit_patolog.htm

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 18 янв 2008, 14:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Цитата:
Елена, для меня это настолько странный вопрос: зачем писать непрофессионалам?

- Вы понимаете, что говорите, сын мой?
- Да, отец. Если внимательно слушаю...
О. Уайльд

Это я к тому, что не помню, чтобы задавала тот самый "странный вопрос" :oops:


К сожалению, вопрос кормёжки очень актуален в стане нынешних театральных писак (прошу прощения у редких писателей). Я слышала, один гражданин вообще заранее - еще до премьеры - заготавливал два противоположных по оценке текста и в нужный момент выдавал нагара оба под разными псевдонимами. Имел двойной гонорар и всех театралов и театральных деятелей.

На одном из спектаклей "Берега Утопии" я видела знаменитого в кругах, читающих МК, Александра Минкина. Он пишет честные и резкие "Письма Президенту" (их, собственно, и рекламирует письмо "Царь и Псарь" - и увы, эта рекламность снижает пафос послания, но об этом не здесь). Я выписываю МК. Может, я проглядела? Очень хотелось бы узнать мнение АМ о спектакле... именно потому, что он вроде бы порядочный человек, и только поэтому. Соврать не должен. Даже если ему не понравилось, это будет интересно - с ним поспорить.

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 18 янв 2008, 16:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
Так вот о театральной критике...
лично я совсем не понимаю, зачем она нужна. то есть совершенно не понимаю. Кареглазая написала замечательные, даже во многом правильные слова, но в целом... Главной мыслью оказалось, что критик - это тот же зритель, только имеющий возможность донести свои мысли и эмоции до создателей спектакля. Раньше так и было. но сейчас, когда и-нетом не пользуется только ленивый, эта функция критика отпадает совершенно. И зрительские отзывы становятся гораздо ценней и искреннее, да и подробнее. если критик, как правило, ограничен объемом статьи, то зритель может писать, не думая ни о чем. ни о том, что надо поговорить о главных героях, а на второстепенных уже и места не будет... зрителю хватит места на всех..

и что тогда остается? сохранить спектакль для истории? во-первых, это смешно. ну, кто, кроме тех же самых критико-театроведов в будущем историю эту будет читать?! никто... да и что значит, вообще, сохранить? Кареглазая писала, что сейчас мы читаем море рецензий, каждая из котрых в отдельности ничего цельного о спектакле не говорит. в своей общности они все же создают образ. но образ чего?.. можно провести эксперимент и почитать как можно больше о каком-нибудь спектакле, которого уже нет, но который вы видели... очень совпадут ощущения?.. Так, если почитать подборку рецензий на "Лес" Серебренникова, но сложится четкое мнение, будто спектакль этот по своему уровню догоняет, если не перегоняет "Лес" Мейерхольда.. с другой стороны... а кто из нас видел "Лес" Мейерхольда?.. мы только слышали легенду.. а что там было на самом деле?.. да и какая, в сущности, разница...

Кареглазая пишет:
Цитата:
А слова критика способны сохранить первозданность образов, мыслей и чувств, родившихся когда-то, способны захватить нас даже века спустя! Поэтому и переиздают Белинского и Григорьева, хранят книги Маркова, Туровской, Крымовой. В них живой театр! И во имя его сохранения критика должна существовать.


...театр в них живой, но ведь невероятно субъективный! и переиздают их не потому, что хочется узнать, какими были те актеры, те спектакли, а потому, что безумно интересно, что думали о тех актерах, тех спектаклях Белинский, Григорьев, Марков, Крымова... сейчас эти сборники мы читаем ради их авторов, а не ради предмета их строк...
кстати, если уж зашла речь о Белинском ;) кто-нибудь хоть раз пробовал по его театральным рецензиям представить себе спектакль? никогда не получится! в его рецензиях - пафос, эмоция, страсть. это в чем-то экспрессионизм от критики...

вобщем, такие вот мысли...
продолжение следует ;)

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 18 янв 2008, 17:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Может, тему переименовать? Скажем, в скобках поместить: "наблюдатель или телескоп" ;) Когда-то Золотухин Валерий бросил фразу "как скажу так и было". Григорий Гурвич тоже сказал удачно: "как мы жизнь сыграем, такой она потом и будет (выглядеть для потомков)". Белинский ведь тоже у нас в этом духе говорит (как хорошо, что не нужно употреблять прошедшее время!): "литература может стать Россией". Да! Мы не видели старый театр. Но правда вымысла, по Уайльду, лишь в том ВПЕЧАТЛЕНИИ, которое он производит. Значит, в этом правда театра относительно жизни и ПРАВДА КРИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕАТРА. Если, читая статью или отзыв, ты откликаешься на него душой - значит, ТАК И БЫЛО. А если вязнешь в умствованиях или ухмыляешься конъюнктурщине (ну неужто мы и не распознаем ослиные уши) - значит, не было. Настоящее, оно пробьется, как его ни искажай... ну, должно... :roll:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 19 янв 2008, 11:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 дек 2007, 01:38
Сообщения: 552
Елена писал(а):
Настоящее, оно пробьется, как его ни искажай... ну, должно... :roll:


вот, собственно, ради этого самого НАСТОЯЩЕГО я и выкладывала статьи в разделе "Пресса" ;)

_________________
La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 19 янв 2008, 22:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
Елена писал(а):
Это я к тому, что не помню, чтобы задавала тот самый "странный вопрос"

Да? Тогда цитирую самый первый пост:
Цитата:
нам, непрофессионалам, сказать уже не то чтобы нечего, но просто... зачем?

Елена писал(а):
Да здравствуют форумы, где голос публики звучит непосредственно и подробно!

Я думаю, что очень немногие актеры эти форумы читают. Особенно актеры старшего поколения.
А еще форумы могут пропадать. На форуме Вавилова писала Ольга Вайншток (сейчас работает в "Театрале"). Сначала пропал форум, а потом и сайт. И все мнения пропали вместе с ним. А статьи в библиотеках собирают. :) И вы за ними пошли ;)
Ника, спасибо за статью Заславского. Вообще я не очень его люблю :), но здесь все верно.
Елена писал(а):
Он пишет честные и резкие "Письма Президенту" (их, собственно, и рекламирует письмо "Царь и Псарь" - и увы, эта рекламность снижает пафос послания, но об этом не здесь). Я выписываю МК. Может, я проглядела?

Я тоже выписываю МК. Отзыва Минкина не видела. Кстати, не считаю, что если рядом с письмом помещен анонс его книги - письмо рекламное. В самом тексте ничего рекламного нет. А поставить анонс рядом с текстом автора было вполне логично.
Минкин чаще пишет о том, что его возмутило в театре. Исключение - цикл статей о "Вишневом саде", но это разбор пьесы.
Ника писал(а):
...театр в них живой, но ведь невероятно субъективный!

А восприятие искусства вообще субъективно! Человек выражает свое мнение, такое, каким оно сложилось, и другого выразить не может (если оно не проплачено, как Елена на том настаивает :) ).
Я добавлю еще одну цитату:
Цитата:
«Самое главное и самое трудное в критике — это понять, что ты, лично ты, на самом деле думаешь и чувствуешь по данному поводу, и потом записать именно это, а не те общие фразы, не те оценки с общих позиций, на которые все время стремится соско¬чить и твое перо, и твоя мысль. Если ты выразил то, что думал лично ты, — значит, выразил то, что думали и чувствовали все, если же ты попытался выразить, что думают все, то не выразил ничего и никого»

Это слова Владимира Саппака из статьи Натальи Крымовой. Статьи прекрасной, по-моему. Полный текст можно найти здесь: http://www.moondream.by.ru/library.html.
Ника писал(а):
продолжение следует

Жду его! :)
А для вас, Елена, слова Уайльда (тоже очень его люблю):
Цитата:
The critic is he who can translate into another manner or a new material his impression of beautiful things.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2008, 00:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
О субъективности. Почему знаменитых людей часто спрашивают, что они думают о том или о сём? Актёров о политике, политиков о театре и т.п. Ведь они будут так же субъетивны, как каждый из нас, и к тому же мало что смыслят не в своём деле. Думаю, дело как раз в этом: публика хочет знать мнение людей, которые для нее (публики) стали авторитетами в какой-то области, кем-то вроде старших товарищей (при этом возраст реципиента не играет главной роли, человек может быть молодым, но сильно запечатлевшимся в общественном сознании или сознании той группы, которая и просит его мнения). Мы привыкли не доверять себе. Помню, на ленкомовском "Затмении" одна дама из провинции растерянно говорила московским друзьям: "Ой, а мне не понравилось..." Хотелось ей сказать - ну и что, вы правы, спектакль плох, не надо быть рабой ярлыка "Ленком". Мы ищем подтвержения или опровержения своим мыслям у тех, кого мы уважаем: это или наши друзья, или - ведь друзья могут соглашаться, думаем мы, просто из дружбы - знаменитые авторитетные люди. А критик - кто это? Кто эта Ирина Пупкина или Матвей Лютиков, ведущие театральной колонки? Для нас - никто. Право, знаменитых театральных критиков - по-настоящему, как Белинский - их так мало, что даже нет... я говорю о массовой известности. Кстати, поэтому мне было бы интересно мнение Минкина. Молчит? Значит, понравилось? :roll:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Сoast of Оффтопия (реплики в сторону)
СообщениеДобавлено: 20 янв 2008, 00:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2008, 20:28
Сообщения: 491
Елена писал(а):
Право, знаменитых театральных критиков - по-настоящему, как Белинский - их так мало, что даже нет... я говорю о массовой известности.

Белинский - он самый яркий, наверное. Он пишет увлекательно, достпно и умно. И до него были критики - тот же Аксаков ;) , Надеждин, Полевой. Но все знают только Белинского. :D


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 117 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 12  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB