http://vkontakte.ru/board.php?act=topic&tid=2180811Юрий [RetroTrasher!] Дорн :
Цитата:
╚Каков бы я ни был, Филиппо, я был честен. Я верил в добродетель, в величие человека, как мученик верит в бога своего. Над бедной Италией я пролил больше слез, чем Ниобея над своими дочерьми╩
Лоренцаччо
Первая треть XVI века, Флоренция, правление самого скверного из Медичи: распутника и деспота Алессандро Медичи. Жизнь и убийство его, принятое из рук самого близкого из пособников в делах разврата - Лоренцино, по прозвищу Лоренцаччо ("плохой Лоренцино"-прим.авт.) - история, казалось бы, вполне подходящая для хорошей трагедии личности в стиле Гамлета. Примерно таковой ее и показали. И если бы этим все и обошлось, спектакль считали бы хорошим, даже прекрасным в своем жанре, но все же обычным, ничем не выделяющимся, раскрывающим "вечные темы". Однако на этом наш спектакль не остановился, и раскрыл, выбрав за свою основную тему куда более тонкую и редкую идею. Главным объектом постановки стала не личная трагедия конкретного человека, а проблема всего общества, причем не столь очевидная и не так явно подчеркнутая, как те, что принято поднимать в театрах.
Маски. Именно о них рассуждают в "Лоренцаччо". Что же становится с человеком, когда его лицо и его душа годами не снимают своих маскарадных нарядов?
Очень часто случается непоправимое - личина прирастает. Иногда в действительности, иногда в мнении окружения, личина становится истинным лицом, показное - реальным, а сокровенное, напротив, считают напускным...
Лоренцино Пополано де Медичи-он же Лоренцаччо (в исполнении одного из лучших актеров РАМТа Евгения Редько), с юности носит свою маску порочного и беспринцыпного развратника, преследуя единственную цель подкрасться ближе к будущей жертве - Алессандро Медичи, правителю Флоренции. И настолько живо, настолько хорошо он (Лоренцо) играет свою роль, что уже совсем скоро для Алессандро он становится младшим братом, исполнителем и организатором всех его прихотей. Для людей его маска давно уже неотрывна от истинного лица, и их понять можно (я слепо поверил в нее с самого начала спектакля), но как быть с собственными чувствами и совестью, не приросло ли новое обличье так сильно, что потом его нельзя было бы оторвать даже с кожей?
(Об этом и рассуждает наш герой, открывая самые потайные мысли и ощущения в нескольких монологах и диалогах. Однако, их, определяющих спектакль, необычайно мало. И этот факт лишь подчеркивает важность каждого в отдельности - они не переполнены красивостями и лирическими отступлениями, но сразу ведут нас к главному, и, при хорошей игре (а в нашем случае она просто идеальна), выполняют свою роль даже лучше, чем их собратья в наполненных откровениями постановках). -про этот абзац надо подумать, оставлять ли его вообще. Давайте подумаем. Про количество монологов не очень интересно читать. Сами монологи- да.
(В РАМТе всегда любят подчеркивать какую-то основную идею спектакля, которая задела режиссера и которую он хочет наиболее полно осветить. И делает это он с помощью самого же спектакля - затеняя другие темы, обращая сцену, актеров и декорации в выражение ее (темы) различных сторон. - Юра, предлагаю этот кусок выбросить, т.к. непонятно, какую основную идею пытается выразить режиссер и какими способами. Давайте скажем так, если вы не ответите на вышедазанные мои вопросы):
Интересно режиссерское решение спектакля. Алексей Бородин использует зал как сцену, посадив самих зрителей на сцену, словно воссоздавая в своих стенах древний амфитеатр. На протяжении всего спектакля мы наблюдаем огромный карнавал, захватывающий нас и несущий сквозь интриги переворотов за закрытыми дверьми, за потрясающими художественное воображение масками, скрывающими лица. И есть только четыре человека, чьи лица мы действительно видим и запоминаем: Алессандро Медичи, Кардинала Баччо Валори, Филиппо Строцци и Лоренцаччо.
Трое из них - самые правдивые в этом действе: один откровенно распутствует, второй живет честно, третий же открыто ведет двойную игру в своих интересах.
Лоренцино - хотя и не носит масок в открытую, тем не менее, всегда наполовину, как говорят-"ни рыбо ни мясо"-и ни один человек не смог бы наверняка поручиться, о чем он думает - и, как можно догадаться о его мыслях, если он, один и тот же человек, добивается своей сестры для герцога, и сам же убивает его, с веселым видом высмеивает патриотичного художника, и тут же нанимает его, ласкается к тирану с самым невинным видом и с безумным выражением лица, с искренностью и волнением обреченного повествует о его убийстве.
И именно эту борьбу, этот конфликт маски и лица мы страстно наблюдаем в нем, жадно внимая его речам. Именно за эту войну внутри человека, которую так полно раскрыли в спектакле Лоренцаччо, за эту возможность так остро сопереживать внутренней борьбе мы и должны пойти на этот спектакль. У каждого театра есть спектакли, которые ему не удаются, а есть спектакли, которые можно считать лицом и честью театра. Так вот, лицом и честью РАМТа можно считать Лоренцаччо.