http://www.eugeneredko.narod.ru/od_retsenzia.htmОбаяние дьявола: десять лет спустяJe suis triste…*
Весна или осень? Сначала не ясно.
Замерзшие лужи и ветер ужасный.
И вдруг появленье весенних нарциссов…
То вестники смерти в руках одалисок.Середина 90-х годов ХХ века в русском кинематографе – время исканий, время самоопределений. История дает оценку и то, что остается, остается надолго. Первые русские боевики, триллеры, фильмы ужасов нового, постсоветского формата позади. Начало кинематографа для удовольствия положено. Спустя десять лет мы смотрим на мир немного по-другому, но где-то в душе мы все те же – молодые, надеющиеся, будто бы знающие всё о грязи и прекрасной таинственности мира.
Снятая Владимиром Потаповым одиннадцать лет назад и вышедшая в прокат десять лет назад кинокартина "Обаяние дьявола", по-прежнему часто демонстрируется по телевидению и наличествует в магазинах лицензионной видеопродукции. Картина, вызывающая у среднестатистического зрителя недоумение на восемнадцатой минуте и смертельную скуку на двадцатой, у эстета вызовет восторг и легкую грусть. Созерцательность, пришедшая из документального кино, совместилась с психологической драматургией и искусством старинной фотографии. Фильм, аннотируемый как притча (""Дьявол – это усталость…" – таков лейтмотив притчи, герой которой, решив, что в него вселился дьявол, выкупает из тюрьмы своего будущего убийцу."), на самом деле таковой не является. Ведь притча это рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение. В "Обаянии дьявола" нравоучения нет. Есть рассказ о пути к самоубийству Мужчины, давшем себе имя Дьявол и его Убийцы. Вслед за ними завтра, наверняка, уйдут Женщина и Дочь. Но, может быть, слово притча применима здесь в его устаревшем разговорном значении? Притча как "непонятная вещь, труднообъяснимое явление". Нет у Убийцы объяснения поступкам Дьявола. Нет простой логики в поступках самого Убийцы. Он молод и бешен от отсутствия долгосрочных стремлений. Тюрьма преследует его не только опасностью быть вновь возвращенным в те места, откуда выкупил его Дьявол: собственное подсознание шутит над ним, заставляя носить в руке большую птичью клетку. Большие игры многих человеческих умов не могут быть поняты и осознаны другими. Упорство в самонаказании ведет к запланированной гибели. Убийца несколько раз задает вопрос "Зачем ты меня выкупил?" и, не получив ответа, решает убить Дьявола, т.е. исполнить именно ту миссию, которая на него была возложена и о которой он ничего не знал. Совершив случайное убийство (вечные козни тестостерона и адреналина над поступками человека), он сознает, что совершил еще один шаг к концу, и поэтому легче совершает преднамеренное. Исполнение Предназначения несовместимо с жизнью. Хрупкость надломленной души ведет к сознательной смерти.
В начале фильма Дьявол определен как "удачливый подонок". Подонок, живущий только ради идеи самоуничтожения. Человек, мучимый совестью и слабостью – он не может покончить с собой, т.е. совершить тяжкий грех, он хочет быть убитым, т.е. умереть безвинно. Слабость, слабость...
Борьба с совестью, состояние глубокой депрессии, женское одиночество главной героини фильма Александры чувствуется изначально. Ее появление овеяно чистотой и спокойствием. Судьба ее предрешена Дьяволом: Знакомая – Жена – Вдова. Дьяволу нужен человек, которому он сможет оставить одиннадцатилетнюю глухонемую дочь. Свидетельница убийства, не имеющая внутренних сил предать убийцу в руки властей. Сокрушающая изнутри совесть невинных дев и решение о том, что это случится завтра. Жить незачем, все предрешено. И символизм куклы Пьеро прозрачен.
Красота женщин безмятежная и холодная, ветреная погода душит шарфами и тканями разгорающийся огонь эмоций. Нет того, что называется надрывом. Жизнь повернута одной стороной, нет полной картины происходящих событий. Так большинство людей встречаются нам в определенных обстоятельствах, мы ничего другого о них не знаем и, если хотим, только догадываемся, придумываем, досказываем сами себе.
Операторская работа Ильшата Шугаева заслуживает фотовыставки. Каждый кадр можно печатать как фотографию. Пейзаж в стиле индастриал или холодный морской берег, заброшенный завод, старые автомобили, камни в воде, горящие стулья, развевающиеся шарфы, стаи голубей, сидящая чайка, товарные поезда. Крупные планы лиц, рук. Панорамы. Перемена цвета – от многоцветия до коричнево-белой гаммы. "Обаяние дьявола" похоже на лист контрольных кадров, только кадры эти легли на неполные три тысячи метров кинопленки.
Ева Фокс
*Мне грустно