Копирую себя с форум театра у Никитских ворот. Как-то япончиково-политковски актуально...
Цитата:
"НОСОРОГИ"
(Эжен Ионеско)
Беранже - А. Молотков, Жан - М. Заусалин, Дэзи - Ю. Тельпухова, Дюдар - С. Федорчук и др. (некоторые вписаны в программку без имен, от руки, а просто по фамилиям не ощущаю себя вправе титуловать).
Сюжет, в общем, известен - в некоем городе жители один за другим "оносороживаются". Кого-то это состояние пугает, кого-то манит, кто-то строит логические системы, другие возводят идеологию - факт налицо, человеком остается один.
Роль Беранже исполнял в "мой" раз Андрей Молотков. Думаю, не в обиду будет сказано, что он словно создан природой для образа Беранже, каким его описывает Ионеско. Долговязый мосластый немолодой пьянчуга, со всеми внешними атрибутами никчемной жизни в лице и одежде - вот с чего начинается наше знакомство с героем. Да и героем он поначалу не выглядит: куда как приятнее любоваться победительным Жаном, милочкой Дэзи, вальяжным пофигистом Дюдаром и т.д. и т.п., у каждого из которых есть свой лоск, своя фишка, от хозяина кафе до четы лавочников. А этот? Тьфу, да и только.
Но приходит беда. И видит ее он один. И не сдается один. И борется - в одиночку. Сначала спорит, увещевает, потом баррикадируется, а когда все уходят в болото, превратив в болото реальность, превращается в "диогена", днем с огнем ищущего самого себя - Человека. Как меняется весь его облик, когда его находит Любовь. Что за достоинство сияет в его глазах, когда он принимает Решение. Вот где красота, господа... смотрите глубже. Вы рискуете увидеть в зеркале носорога - но если вы его увидели, вы сможете его победить.
Страшнее всего - невидимый носорог.
Жан, блестящий друг главного героя, ставит себя во всем ему в пример. Даже приятельскую воскресную встречу в кафе он превращает в демонстрацию своих разнообразных - и бесспорных - преимуществ перед недотепой-товарищем. Жан красив, Жан силён, ловок, находчив. Добавим - пластичен и голосист, как-никак это Максим Заусалин. У Жана только одна слабость - он безумно боится проиграть кому бы то ни было. Никто, как он, не пугается появления в городе этих диких, грубых, невозможных существо - носорогов. Ужас, который играет Заусалин, кажется истерически преувеличенным, но именно таков Жан. Пусть носороги уродливы, но как они фееричны! Какой удар по самолюбию! Стоило этому колоссу протопотать по улице - и где внимание, которое только что приковывал ты один?
Во втором акте именно Жан первым на наших глазах претерпевает ПРЕВРАЩЕНИЕ. Поначалу он разыгрывает дурачка, притворяется, что ничего не случилось, что шишка на лбу - от каких-то благопристойных причин. Но долго притворяться ему невмочь! Он же лучший! И значит то, что с ним происходит - тоже отлично! Да, давит и жжет одежда, грубеет голос, растет возбуждение - ДА! Быть носорогом - это лучшее, что может произойти! Но эти речи бессвязны и прерываются конвульсивными схватками - из человечка (поскольку Человек в этой истории только один, и это не Жан) рождается ЧУДОВИЩЕ. Пострашнее всякой сказки.
Умение Максима мгновенно переключать ритм, темп, интонацию - я не знаю, как этому учат и можно ли научить, но владеет он этим виртуозно. Только что мы глохли от его воплей - и вдруг звучит задушевное дружеское слово. Пугает почище крика.
Редко бывает, когда на поклонах очнешься - это что, спектакль был? Ёпт... пойду домой и тихо помру от разрыва сердца.