Зрители РАМТ, поселившиеся на «Берегу утопии», а также зрители «Монте Кристо», пережившие шоу «чудовищ». Идите в Театр у Никитских ворот, и будет вам свежепережитое и давно прочувствованное во плоти спектакля по черновикам Бориса Пастернака «Слепая красавица». Какой-то высший промысел стоит за тем, что пьесы не были закончены автором. Бог цены не разумеет. Нужно было, чтобы были поставлены вопросы – но не нужно было, чтобы были найдены или предположены ответы там, в литературе. И постановщик сумел не поддаться искушению ответить на них, оставив все эти горбы (?) торчать после каждой сцены… В 1861 году в Лондоне (который capital of Great Britain) открылось первое в мире метро. В тот же год в далекой России вышел указ об отмене рабства – и «мы на десятилетия обогнали Америку» (Том Стоппард). Всё это история из учебника, скучная часто даже учителям – скучающий учитель Саша недаром мается без коктейля Молотова на сцене этого странного театра (ибо театр, где в антракте мы досматриваем футбольный матч вместе с отыгравшими первый акт артистами, странен – и прекрасен), здесь мы – зрители в крепостном театре, а значит разделяем всю полноту ответственности за парадоксы российской действительности. Вместе с нами изумляется происходящему у него на глазах иностранный гость, писатель Александр Дюма-старший, прибывший собирать местный материал для книжки. И надо признать, что «барство дикое» нас удивляет в разы меньше, чем выходца из Европ-пы. Не стыдно ли нам не удивляться?
Сюжет можно пересказать в немногих словах, спойлер не во вред. В селе Пятибратское, имении помещика-театрала, крепостные артисты, вернувшиеся с обучения в Париже, дают славные представления в ожидании ежедневно обещаемого «юрьева дня». Ведущий артист еще и наделен даром драматурга и режиссера и пишет и ставит пьесу из местной недавней истории – даже семейной истории своего барина. Второй акт – и есть та самая пьеса в жанре детектив. Но пропавшие бриллианты ничто по сравнению с поднятыми вопросами и взболтанной мутью родовитого, но обедневшего дворянства. И автора вместе со всеми товарищами по искусству отправляют на конюшню. Спорю, сами поймете, что с ними там будут делать. Мы же тутошние, черт возьми.
Каждая сцена в спектакле – картинка из народной жизни. Зарисовка, за которую рисовальщика в те времена послали бы прогуляться по недалеко от Пятибратского проходящему шоссе Энтузиастов. Талантливые артисты получают букеты и зуботычины из одних и тех же прелестных и не очень ручек. Образованный барин мордует холопа, усомнившегося в разумности барской грезы наделить крестьян землей. Промотавшийся фрачный засранец обирает живущих подаянием старых слуг своих, вырастивших его с колыбели. Актерские работы таковы, что нужен флешмоб, чтобы никто из заслуживающих этого не остался без цветов. Что я могу в одиночку?
Ведь связывает всё это воедино персона «автора» - Максим Заусалин. Кто-нибудь помнит пушкинскую «Деревню»? Приходите послушайте. Хотите узнать точно, как выглядит миръ из-за кулис – вам покажут. Какой кошмар нужно пережить, чтобы родилась фраза «минуй нас пуще всех печалей…» (не верю, что читающий это не помнит всю строку) – а нам не нужно переживать лично, он за нас это делает, только вникни.
Слепая красавица – она, по крайней мере, красавица… слепыми уродами давайте не будем. А то уж слишком страшно. Мы сможем, я верю))
_________________ То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.
|