http://neringa-iris.livejournal.com/10028.htmlТеатр. Приглашение на казнь
Решила открыть в своем блоге новую рубрику «Театр», которая будет посвящена театральным постановкам, которые мне удалось посетить.
28 октября этого года я сходила на спектакль «Приглашение на казнь» в РАМТ (Московский академический молодежный театр). Премьера этого спектакля состоялась 1 октября, так что спектакль свеженький.
Почему решила его посмотреть? В студенческие годы прочитала три произведения Набокова «Камера обскура», «Защита Лужина» и «Приглашение на казнь», хотя нет, еще читала его новеллы. Так вот «Приглашение на казнь» было самым сложным как для чтения, так и для понимания произведением. Помню, когда читала, я просто тонула в бессмысленных (как мне казалось) мыслях героя, событиях. Под конец я просто не понимала о чем идет речь, казнили ли главного героя или нет. Поэтому, как только я прочитала об этой постановке, решила обязательно сходить, посмотреть и попытаться разобраться.
Постановка мне понравилась. Такая лаконичная, выхолощенная, казалось, каждый звук выверен до миллиметра (хотя может быть я просто давно не ходила в театр и уже подзабыла, как выглядят спектакли).
РАМТ всегда мне нравился своими декорациями, вот и в этот раз не повел. На протяжении всего спектакля Цинциннат (главный герой произведения) находится в тюремной камере, о чем свидетельствует высокая стена, сделанная из шифера, или чего-то его напоминающего. В финале спектакля эта стена падает с грохотом так, что пыль летит в зрительный зал, и тем самым превращается в эшафот. Это впечатляет.
О чем спектакль? Сложно сказать. Тут надо привлечь все навыки филологического анализа, чтобы разобраться во всем. Но боюсь, я в нем не так уж сильна, если еще в университетские годы не поняла это произведение. Хотя просмотр спектакля – это своеобразное второе прочтение, которое, по сути, должно открывать новый слой для понимания.
Главный герой находится в тюрьме в ожидании дня, когда будет исполнен смертный приговор. Но этот день ему никто упорно не хочет назвать. Таким образом, мы наблюдаем состояние человека перед смертью. Тут невольно вспоминается «Рассказ о семи повешенных» Андреева, но там на первый план выходит нечто другое, герои точно знают, когда умрут. Они изначально в других условия. Еще вспоминается повесть Гюго «Последний день приговоренного к смерти», но тут тоже есть некоторая определенность во времени. Но это ли является главным? Тут стоит назвать еще одно произведение – «Процесс» Кафки, между ним и романом Набокова постоянно проводят параллели. Признаюсь сам «Процесс» не читала, хотя спектакль по нему довелось посмотреть. Но сопоставлять всё равно не берусь.
О чем же речь? Преступление, которое совершил Цинциннат, не названо. Значит это не важно, это не частный случай… Но в каких комичных условиях находится герой: адвокат, начальник тюрьмы приходят к нему каждый день, справляются, как ему живется, нравится ли ему еда. Потом подселяют в соседнюю камеру палача и выдают его за заключенного. И вот палач должен подружиться с Цинциннатом, узнать его лучше. А вместе с тем палач рассказывает ему земных удовольствиях: о женщинах, о деликатесах… У начальника тюрьмы слюнки текут. А Цинциннат не понимает, что они так смакуют, а они в свою очередь не понимают его. И тут появляется зацепка, быть может, Цинциннат не принят обществом и за это осужден? Он не понимает и не принимает этой обыденности, этой материальной стороны. Он говорит, что ему чудится, будто он раздевается, скидывает с себя бесконечные одежды, пока не превратиться в точку. Вот она его сущность, лишенная всего напускного. И тут же фраза: «Он есть, мой мир, его не может не быть, ибо должен существовать образец, если существует эта корявая копия».
Сразу же вспоминается рассказ матери Цинцинната, которую он тоже считает не настоящей, бутафорской, о «неточках», в которые играли в детстве мальчишки. Неточки – предметы непонятной формы, даже бесформенные, напоминающие породу, которые отражаясь в кривом, слишком кривом, «диком» зеркале, обретали форму. Это была форма корабля, пейзажа, человеческого силуэта. А обычные предметы в этом зеркале рассеивались, исчезали.
В голове витают мысли об отражениях: то ли Цинциннат является отражением этого несуразного мира, то ли наоборот. А может это палач его отражение? Ведь не зря им обоим по тридцать лет. Еще интересно, что во втором отделении спектакля на вечеринке, устроенной в честь того, что герою сообщили, что его завтра казнят, Цинциннат появляется весь в белом: белый костюм, белая жилетка, белая рубашка, белая обувь. А палач, напротив, на этом вечере весь в черном. Да и в одежде всех остальных преобладает черный цвет. Цинциннат – «белая ворона» в этом обществе в прямом смысле слова.
Кажется, каждая фраза в этой постановке имеет смысл, но только собрав их все вместе в определенной последовательности можно проникнуть в суть всего произведения…
Еще раз вернусь к тому, что дата казни долго скрывается от героя. Он стоит перед лицом неизвестности. Да он вроде знает, что умрет, но не знает когда, а потому и не знает, как распорядиться своим временем, не знает, что делать. Но только ли приговоренный находится в таком состоянии? Ведь все мы знаем, что когда-нибудь умрем, но сколько времени у нас еще есть в запасе, никому не известно…
Помимо всего прочего стоит обратить на название произведения «Приглашение на казнь». Что оно значит? Какие ассоциации возникают? Куда обычно приглашают: на торжество, на концерт, на театральное представление?.. А тут на казнь… Уже в названии сквозит какой-то обман, наигранность, бутафория что ли… А кто приглашен: осужденный или все мы – зрители?..
Делать выводы я не буду, путь каждый сделает их сам, а если не хочет, то путь почитает критику. Скажу одно, если ваш мозг покрылся пылью, то вам просто необходимо посмотреть этот спектакль. Падающая стена-эшафот обязательно стряхнет пыль, а мыслительная работа вам будет обеспечена на несколько дней точно…
Еще хочу заметить, что спектакль идет в рамках «Ночного проекта» РАМТа, поэтому начало его приходится на 20.00, а завершается он где-то в одиннадцать или позже. Когда выходишь из театра на улицу, темную московскую улицу, где холодный воздух пронизан звенящей изморосью, попадаешь, словно на продолжение сцены, такое же пустое и выхолощенное. И уже себя чувствуешь героем, а мозг заполняется целым роем мыслей.
Наверно, это самое удачное время для постановки, равнодушным остаться просто невозможно…
Так что приглашаю вас на казнь…