А вечером ждала ещё одна встреча с прекрасным: страшно соскучившись по Редько, нашла и посмотрела фильм «Я – Вольф Мессинг». Фильм документальный, и поэтому немного странно читать в титрах «в ролях – Евгений Редько», но просмотром все объясняется. Документальными в фильме являются свидетельства очевидцев, снятые сейчас, редкие документальные кадры (в основном военные) и фотографии. Больше половины времени занимают художественные вставки, и именно ради них стоит смотреть фильм.
У Евгения Редько удивительная внешность – он не просто красив, а ещё как-то не вполне материален. Как будто весь соткан из благородных мыслей, чувств и устремлений, а земное тело добавилось уже потом, потому что должно же оно быть, раз посланник небес живет все-таки на земле. Изящный, с большими глазами, с тонким подвижным лицом, он больше похож на создание талантливого художника, чем на обычного человека. И при этом человеческого – настоящего человеческого – в его героях больше, чем в ком бы то ни было.
Вольф Мессинг в фильме и в воспоминаниях современников – человек с даром от бога, и при этом умный, добрый, самоотверженный. У него есть убеждения, принятые не из-за красоты и не из принципа, а просто потому что для него по-другому не может быть: например, нельзя использовать дар во зло – ни в масштабах страны, ни в масштабах человеческой жизни. Эта тема – использование дара – видимо, близка и самому Редько, судя по интервью. Вообще, создалось впечатление, что личности этих удивительных людей – пророка и актера – во многом пересекаются, и область пересечения затрагивает главное, то, что делает человека человеком.
Огромное удовольствие – смотреть, как он играет. У Редько есть любимые жесты и характерные, только его, движения – в кино они видны чуть меньше, чем на сцене, но и здесь узнаваемы и бесконечно милы. У аргентинского писателя Кортасара есть «Истории хронопов и фамов», совершенно очаровательные рассказы из жизни выдуманных существ, за которыми угадываются обычные люди, наши современники. Если кратко, фамы – добропорядочные мещане, хронопы – художественные натуры и сущие дети. Две мои любимые истории – «Хроноп и цветок» и «Хроноп чистит зубы на балконе». Я вам клянусь, это вылитый Редько. А дивная сцена, где он делает предложение жене, где три ложечки сахара и милое кокетство! А руки, которые могут выражать и бесконечную нежность (он берет за руку Галочку, друга семьи) и скованность, бессилие (в кресле у «исследователя»).
Удовольствие от игры сменяется болью и сожалением – когда его герой мучается в кадре, когда Вольф Мессинг плачет, понимая, что жена умерла, что вот сейчас наступила эта минута, о которой он знал и которой с ужасом ждал с первого дня их знакомства. Нельзя назвать такую актерскую игру работой, это высокое мастерство – больше чем труд, и актер в этот момент – больше, чем человек. Это одновременное проживание вместе со своей – чужой жизни, вдохновленное высшей силой, той самой, что направляет Редько во всех его ролях.
http://xild.livejournal.com/67981.html