Кхе-кхе...это снова я.
Каникулы на Ближнем Востоке.
Поняв, что за последнее время слегка переели Европы, решаем в этот раз направить свои стопы на Восток. Для начала на Ближний. Основная цель – посмотреть Израиль и Петру в Иордании. Идея попутешествовать только по Иордании не грела изначально, альтернативная – взять экскурсию в Петру из Шарм-эль-Шейха, тоже смущала своим графиком. Поэтому предложение ТТВ маршрута по Израилю, включавшего в себя три дня в Иордании, было воспринято с энтузиазмом. К сожалению, вынуждена сказать, что программа была изрядно скомкана из-за переноса вылета из Москвы и возвращения обратно. Изначально программой предполагалось, что из Москвы мы вылетим в 7-35 утра, а вернемся в 23-55, за неделю до отъезда нам сообщили, что время изменилось на 17-30 и 20-15 соответственно. Причем из-за более раннего вылета последнюю ночь мы будем вынуждены провести не в Эйлате (а там мы должны были отдохнуть и провести три последние ночи тура, не дергаясь и не таская из отеля в отель чемоданы), а по дороге к Тель-Авиву, в отеле при кибуце (колхозе, по-нашему). Короче, сожрали у нас два дня, так, между делом, почти ничем нам этого не компенсировав, если не считать подаренного новогоднего ужина, довольно неудачного, на мой взгляд. Все наши вопли и стенания по этому поводу, естественно, ни к чему не привели, мы постарались забыть о потерянном времени и насладиться тем, чем смогли. Оплаченная программа почти вся была выполнена, но во многом весьма условно, где-то что-то заменялось, где-то вообще хоронилось, на дополнительные мероприятия, которые были заявлены за свои деньги, просто не оставалось времени
. В принципе, несмотря на это кидалово, поездка в конечном итоге оставила очень приятное впечатление (ну интересно
) и желание вернуться (теперь уже только в Израиль). Первое впечатление – они Другие, не Европа, поэтому пытаешься смотреть широко открытыми глазами и слушать, что рассказывает гид…но все равно через несколько дней в голове образуется полная каша, даже несмотря на то, что перед поездкой я все-таки удосужилась почитать путеводитель (без этого, наверное, вообще ничего бы не запомнила). Основная тема маршрута, конечно, тема библейская вообще и посвященная жизни Христа в частности. Я не считаю себя истинно верующим человеком, скорее болтаюсь где-то посередине, как большинство моих ровесников, но там, на Святой земле, да еще в период между католическим и православным Рождеством, просто невозможно не проникнуться этой темой и не начать поклоняться святыням всерьез. Просто физически ощущаешь, что этот храм Рождества, например, это не привычный нам храм, ПОСВЯЩЕННЫЙ Рождеству, а именно то место, где Он родился. И так во всем.
Ну все, поехали.
В день вылета синоптики порадовали штормовым предупреждением, метель, как назло, действительно началась (а вот если бы вылет не перенесли, то улетели бы до метели
), но мое любимое Шереметьево задержало вылет всего минут на 30-40 (просто расчищали полосу). Перед вылетом состоялась короткая беседа с представителем израильской службы безопасности, занявшая три минуты, никаких репрессий, которыми нас пугали, не было. Позабавило обращение командира корабля на высоте 9000 метров. Он сказал примерно следующее: «Мы пересекаем воздушную границу Израиля. В связи с высокими требованиями израильских служб безопасности просьба к пассажирам – занять свои места и пристегнуть ремни.»
Это песня…вот интересно, а что, в противном случае высадят из самолета? Никаких миграционных карточек и прочей обычно напрягающей дребедени по прилету (хотя тоже пугали). На пограничном контроле в аэропорту Бен-Гурион, чтобы было быстрей, нас пропустили по дипломатическому каналу. Израильский пограничник спросил: «Инглиш?» «Рашен»,- говорю в ответ. Он еще что-то пробурчал по-английски. Я ему: «Ай доунт андестенд ю». Он поднимает свои ясные очи и произносит с ярким одесским акцентом: «Сейчас я позвоню маме и спрошу, можно ли мне говорить по-русски». Я выпадаю в осадок, настроение поднимается, поржав пару минут с пограничником и получив въездной штамп, топаем дальше. Немного покачав права в автобусе (шустрая парочка заняла забронированные нами места, пришлось объяснять, что они не совсем правы, и посылать их… ну подальше в конец автобуса), отправляемся в Иерусалим. На дворе уже очень поздний вечер, часов 11, наверное, но в отеле нас ждет ужин. Причем такой, что из-за столов мы выползали. Отель «Шалом» на окраине Иерусалима, зато очень хорошая кормежка и номера тоже вполне. Единственное, что напрягало, это нигерийцы, жившие там целыми племенами, по-моему. Они ходили все в одинаковых пижамах и колпаках, на завтрак и ужин являлись с рюкзаками и термосами и, как саранча, сметали все на своем пути. Куда там до них нашим экономным туристам с припрятанной под полой булочкой
. Но хуже всего было с лифтами. Ощущение, что они просто катались на них с утра до вечера.
Когда бы ты ни вызвал лифт, он приходил на твой этаж, битком набитым нигерийцами, часто с чемоданами.
Приходилось ходить пешком или пускаться на хитрость, поднявшись на второй этаж, например, и там поймав лифт, пока он еще не доехал до первого. К счастью, они жили там пару дней, а мы четыре. Это было счастьем, расположиться в экскурсионном туре на четыре ночи на одном месте
. Кто проходил через этот галоп, легко меня поймет.
Первое утро в незнакомой стране (с)
Поскольку первый день был безвозвратно потерян, дальнейшая программа мало соответствовала заявленной. Поэтому прошу меня простить, но могу безбожно врать, где были, что видели и фотографировали, путая названия и события. Постараюсь все-таки что-то вспомнить. Если сможете меня поправить, буду рада.
С утра отправляемся в Вифлием на территорию Палестинской автономии для посещения церкви Рождества, построенной на том месте, где, по преданию, была пещера, в которой родился Иисус Христос.
Храм был заложен по повелению византийской императрицы Елены во время её паломничества в Святую землю в 325 году(!). В 529 сожжен восставшими самаритянами и почти сразу восстановлен императором Юстинианом. Большая часть современного строения сохранилась с тех пор. Вообще, наша гид все время подчеркивала, что спустя две тысячи лет невозможно точно сказать, где именно, возле какого, пардон, столба, произошло то или иное событие, даже крестный путь католики и православные рисуют по-разному. Поэтому Вы либо верите, либо не верите, доказать ничего невозможно. Для полноты ощущений давайте поверим. В конце концов, место настолько пропитано энергетикой, что не так уж принципиально, в этой пещере он родился или в соседней. Храм Рождества принадлежит сразу трем конфессиям: католикам, православным и последователям армянской церкви. Все празднуют Рождество в разное время.
Сама церковь просторна, но пещера, в которой родился Иисус, небольшая, и туда всегда стоит очередь.
Пока стоим в очереди, подаем записочки на здравие и за упокой родных и близких, а потом начинаем фотографировать интерьеры. Вообще, я сначала как-то напрягалась, мне казалось, что фотографировать в таких местах кощунственно. Но все фотографируют, и хочется запечатлеть увиденное, поэтому начинаешь щелкать затвором фотоаппарата тоже. Единственное, чего я так и не смогла понять, как можно фотографироватьСЯ на фоне иконы (а многие из нашей группы позировали рядом с Богородицей, типа, я и моя скво), по-моему, это просто святотатство какое-то. В храме хранится уникальная икона Богоматери, на которой она…улыбается. Икона подарена Россией
.
Наконец подходит наша очередь, и мы спускаемся в пещеру. Место рождения Христа отмечено звездой с 14-ю лучами.
Желающие преклоняют колени и целуют звезду, можно положить на это место заранее купленные свечи и крестики, освятив их таким образом.
В небольшой нише установлены ясли на том месте, куда положили новорожденного младенца. Но ясли забраны такой решеткой, что впечатление жутковатое.
Напротив яслей – алтарь волхвов.
Честно говоря, все происходит слишком быстро, чтобы успеть что-то почувствовать, непрерывный поток туристов, толпа, не дают остановиться ни на минуту, чтобы проникнуться моментом. Наверху еще гид начинает подгонять, и это уже вызывает раздражение. Причем гид в Вифлиеме не та же, что на остальной территории, а местная, из автономии. Она еще до храма завезла нас в сувенирный магазин (типа, надо купить свечи и крестики), и зависли мы там… надолго, а в храме у нее стало поджимать время, насколько я поняла, она спешила на экзамен
. Короче, загнали нас шустренько обратно в автобус и повезли обратно к нашему израильскому гиду, которая ждала нас за стеной (ей внутрь хода нет).
Стена отгораживает автономию от остального Иерусалима и раскрашена вот такими граффити (птицу мира (шолом) здесь называют птицей террора), вообще это противостояние ощущается постоянно в рассказах гидов, хотя они и стараются этого избегать, прорывается постоянными подколками и с одной, и с другой стороны. И рекомендациями не превышать скорость, т.к. есть опасность не заметить, как пересечешь государственную границу (расстояния-то минимальные
).
По дороге щелкаю мелькающие постройки и получаю вот такую картинку
Поднявшись на смотровую площадку, рассматриваем панораму Иерусалима. Предательски моросит дождь, мешает фотографировать, поэтому сматываем удочки, получив не слишком внятную панораму.
Вдоль долины, называемой Геенна Огненная (мрак, история на каждом сантиметре),
едем к могиле царя Давида. Поскольку это уже иудейская святыня, тут и правила свои. Вход раздельно для мужчин и женщин, как в синагоге. Это – женский
Внутри, где находится саркофаг, помещение тоже разделено на две части, мужская часть от женской отделена синей бархатной занавеской. Сам саркофаг под бордовым бархатом, наверху – свиток торы. Никакой дискриминации – все пополам.
Здесь же, рядом с могилой, встречаем первую кошку (их там немеряно
)
Мелкими перебежками, прячась от дождя, перебегаем между стенами многочисленных храмов
И мимо памятника царю Давиду, вызывающему многочисленные споры о возможности его (памятника) присутствии, ибо иудейская традиция «не создавать себе кумира» не позволяет изображать людей. Но пока стоит (подарен нашей страной, куда ж его деть
)
Добегаем до церкви, построенной крестоносцами в 12 веке на том месте, где, по преданию, проводилась тайная вечеря. Гид просит не спрашивать, где стоял стол, в остальном преподносит место так, как будто вечеря проходила именно в этом здании
. Пожалуй, здесь я вообще не ощутила никакой энергетики. Церковь в 15 веке была превращена в мечеть, теперь вообще просто туристический объект. И если в Храме Рождества мешает проникнуться моментом толпа, но дух вот этой намоленности и древности просто витает в воздухе, все равно вольно или невольно проникая в сознание, то здесь этого нет и в помине.