4 января. Собственно, вчерашним днем экскурсионная программа по Израилю была закончена, наутро мы переезжали в Иорданию. По дороге бросаем взгляд на… Армагеддон (Ар – по-гречески «гора», Мегиддо – название холма). Вот оно, место последней битвы Добра со Злом
Ничего особенного, да? Вполне такой жизнерадостный холм. Если не знать, проедешь мимо и не обратишь внимание,.. с другой стороны, ну а что мы ждали, зловещих туч, кипящей лавы, растущих из земли копий?.. Не знаю…
На границе нам оформили въездные визы, мы поменяли деньги (по ужасно невыгодному курсу, как потом выяснилось, но в Иордании вообще беда какая-то с ценами в тех местах, где туристы, не знаю, с чего мы решили, что это дешевая страна), загрузились в другой, Иорданский автобус, познакомились с новым гидом (историк по образованию, много знающий, но говорящий по-русски с таааким акцентом, мама мия,
в конце концов мы просто перестали слушать, все равно ничего не понятно) и отправились в Джераш. Прежде чем расскажу о Джераше, хочу прокомментировать пребывание в Иордании. Основное впечатление от этой страны – ну очень грязно. Во-первых, мусор. Большая такая помойка, за исключением столицы и курортного городка Акабы. Когда мы потом улетали из Израиля, сопровождающий стал рассказывать, какой ужас творится у них, если мусорщики объявляют забастовку. «Вы не представляете, что это такое»,- сказал он. На что один их наших туристов возразил: «Ну почему не представляем? Мы же были в Иордании»
Во-вторых, пыль. Всё, абсолютно все покрыто слоем известковой взвеси, даже плечики в шкафу в столичном отеле (мы так и не решились повесить на них одежду). Автобус тоже был весь в пыли, внутри, я имею ввиду. На подголовниках – грязные разводы, на окно не облокотишься – грязно (и стекла, и бордюр), под ногами вообще вековая грязь, лобовое стекло с трещиной (для сравнения, когда что-то случилось со стеклом в израильском автобусе, мы даже не успели понять, что именно, автобус нам немедленно поменяли), под ногами какой-то приделанный намертво к полу ящик. Должна признаться, покидая страну, не оставила водителю чаевых ни копейки, на таком автобусе не путешествовала ни разу, хорошо, что в Иордании мы провели всего три дня. НО! Ни в коем случае не пожалели, что туда поехали, причем именно на этот срок (достаточный для осмотра и не успевший при этом надоесть). ПЕТРА!
Это то, ради чего можно было глотать пыль и не обращать внимание на остальные недостатки. Это то, ради чего, собственно, мы и стремились в эту страну. Это то, что мы будем вспоминать. Это то, что надо увидеть обязательно СВОИМИ ГЛАЗАМИ. Но о Петре чуть позже. А пока нас ждал Джераш, один из лучше всех сохранившихся античных городов в мире. Не Помпеи, конечно, но Эфес однозначно, даже, пожалуй, покруче. Очень понравилось. Самое сильное после Петры впечатление от Иордании и одно из самых сильных от поездки вообще. Жаль, не было достаточно времени просто побродить, спешили до заката успеть в столицу, там тоже ждал старый город (хотя Цитадель Аммана отдыхает по сравнению с Джерашем).
Первая живность, которая нас встретила в Иордании – овцы и местные длинноухие козлы.
Археологическая зона Джераш
Я долго пыталась поймать в объектив какого-нибудь козла, но они, заразы, такие шустрые, привыкли по развалинам скакать, куда мне до них, вот, что получилось
После Джераша переезжаем в столицу, Амман. Пока не село солнце, осматриваем Цитадель.
Вид на амфитеатр
и на город с развевающимся над ним самым большим в мире флагом (занесен в книгу рекордов Гиннеса), 240 кв.м.
По поводу флага. Арабы и евреи постоянно подкалывают друг друга. Так вот, над иорданской Акабой тоже развевается огромный флаг, 180 кв.м., его прекрасно видно с израильской стороны залива (залив иорданцы называют Акабским, а израильтяне – Эйлатским
), и наша экскурсовод по Эйлату язвила, что арабы повесили такой флаг, потому что он, очевидно, дает им тень. Только вот, мол, очень громко хлопает на ветру, спать отдыхающим мешает.
Больше смотреть было особенно нечего, и мы отправились в отель. По дороге поглазели из окна на столицу, ничего так, симпатично. Номер в отеле был просторным и красивым, но, как я уже писала, местами пыльным. Включив на обогрев кондиционер, ушли ужинать. Вернулись в тропики
, дышать стало нечем. Пришлось вырубить обогрев и просто укрыться двумя одеялами (эх, зря я ропщу, не знала еще в тот момент, какой холод нас ждет в отеле Петры). Но перед тем, как завалится спать, выползли в местный продуктовый магазинчик купить попить, т.к. из-под крана воду употреблять гид не советовал. Прикупила кофе с кардамоном за какие-то копейки (что значит, столица, в курортных местах тот же кофе был в два раза дороже), ну и сок. Пакет сока не могу не представить вашему вниманию, обратите внимание на надпись внизу (понятно, что речь идет о консервантах, но забавно
)
5 января. В этот день нам предстояло увидеть Мадабу, помните, в Иерусалиме я показывала вам фрагмент мозаичной карты 4 века. Так вот, оригинал находится в Мадабе, на полу церкви Святого Георгия.
В этой церкви довольно странные иконы, Богоматерь почему-то в купели
Где еще увидишь арабскую вязь на христианских иконах
После церкви заехали в мозаичную мастерскую с торговым центром при ней, естессссно
. На стене мастерской во всей красе висела та самая мозаичная карта, основная достопримечательность Мадабы
Посмотрели, каким адским ручным трудом делается мозаика.
Побродили по торговому центру, полюбовались многочисленными мозаиками. Столики, картины, подставки, и т.д., и т.п., роскошная восточная мебель, украшения. Но, на мой взгляд, самым любопытным товаром там были страусиные яйца, украшенные мельчайшей мозаикой, работа там тончайшая, поэтому стоят они немеряно (по 300-400 долларов в зависимости от рисунка).
Прикупив сувениров, едем на гору Нево. Гора Нево – очень высоко почитаемое место Иордании. Что именно там произошло, из рассказа гида мы толком не поняли, поэтому информация с сайта «Православие.ру»:
…поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной.
…сам Моисей не удостоен был войти в Обетованную Землю, он попросил Господа указать ему своего преемника, которым стал Иисус Навин. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги… и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнины долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: “Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку, и Иакову, говоря: "Семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь”. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню». (Втор. 34: 1–5). ... Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании.
Это то место, где пророк смотрел в сторону Земли Обетованной, с указанием направлений на города
Рядом стоит плита, когда-то служившая входом в монастырь (слабо открывать и закрывать такую дверцу?
)
Вид с горы на окружающие земли
Вся эта территория принадлежит францисканскому ордену, их знак даже на ограде, две руки, одна обнаженная, Христа, другая в широком рукаве, монаха (или наоборот, боюсь соврать), переплетенные под иерусалимским крестом.
Про иерусалимский крест гид рассказала нам две версии. Одна, что он символизирует пять ран Христа. Другая, что четыре маленьких креста – это четыре стороны света, в которые из Святой Земли распространилось христианство.
После горы наш путь лежал к Иордану, к месту крещения Христа. По дороге открывались вот такие пейзажи
Увидев пасущихся в сопровождении бедуинской женщины молодых верблюдов, мы попросили остановить автобус на пару минут и устроили фотосессию
И вот прибываем на стоянку недалеко от берега Иордана. Дальше наш путь лежал через вот такие заросли не знаю чего (и гид не знал названия). Курить там запрещено, сначала я подумала, что из-за святости места, но потом решила, что просто из соображений безопасности. Если эти сухие заросли вспыхнут, не выбраться никому. Гид, однако, курил (он вообще постоянно дымил, как паровоз, причем курил какую-то вонючую гадость, тоже мне, правоверный мусульманин).
Вдали видна греческая православная церковь, построенная рядом с местом крещения.
А вот она же, но вблизи
Церковь современная, но построенная и оформленная в традиционном стиле. Вообще, вокруг там довольно обширная стройка, сразу несколько конфессий строят свои храмы, даже зачем-то мечеть построили…
Само место крещения пересохло, русло ушло в сторону, теперь здесь просто вот такой мемориал
А погрузиться в воду можно здесь
Это не израильский Ярденит, конечно, всего одна кабинка для переодевания (общая для мужчин и женщин), небольшой деревянный настил. Всё, больше никаких удобств. Вода, как видите, тоже не вселяет желания купаться, глинистая, грязная, река узкая и неприветливая. Однако наш народ купался, для тех, кто верит в святость этого места, это было важно. Я ограничилась тем, что просто помочила ножки.
Пока желающие купались, я развлекалась незаконным фотографированием границы. С одной (ближней) стороны – камыши Иордании, с другой – уже израильские. Они почти достают друг друга своими метелками
.
Вот еще одно фото пограничного Иордана со стороны Иордании
Покинув Иордан, отправляемся в крепость Эль Карак. А пока из окна автобуса:
посмотрим на русло пересохшей реки
Поглазеем на очередное поселение бедуинов (вот кому все равно, что Израиль, что Иордания, они живут своей кочевой жизнью)
И полюбуемся на Мертвое море. На фотографии плохо, но все-таки видно, как из разрыва тучи спускаются к воде лучи Солнца и светятся на ней огромным солнечным зайчиком (присмотритесь, возле мыса). А как же это было красиво живьем!!!
По прибытию в Эль Карак группа разделилась. Часть пошла обедать, а большая часть, в том числе мы, взяла у гида билеты и самостоятельно, не дожидаясь экскурсии, пошла лазить по крепости крестоносцев. Перед входом в форменной пилотке поверх хиджаба
сидела девушка-полицейский и читала книжку
Крепостные стены на солнышке отливали золотом
Внизу виднелся местный Луна-парк
И чудесным существом на этой выжженной земле смотрелась невесть откуда взявшаяся в январе бабочка
Мы от души полазили по переходам крепости
В последнем было жутковато, темно, тесно, бр-р-р, интересно
Мы пробрались по нему до конца, глаза привыкли к темноте, и нам показалось, что мы увидели конец тоннеля, тупик. Развернулись и пошли обратно, навстречу нам брела группа итальянских туристов. Каково же было наше удивление, когда, оглянувшись через пару минут, мы поняли, что туристов в тоннеле нет, исчезли. Любопытство сильнее страха, и мы поперлись обратно к тупику. Там обнаружился еще один, совсем узкий, лаз, протиснувшись в него, мы попали в довольно просторное помещение, где и были встречены радостным смехом итальянцев
.
Исследовав крепость, вышли наружу и стали ждать остальных. Постепенно все подтянулись, и мы поехали в Петру, в отель. Единственным преимуществом этого отеля было то, что он находился в пешеходной досягаемости от входа в археологическую зону Петры, но это достоинство мы оценили только наутро, а пока… пока нас встретил ледяной номер, не помог и кондиционер (нет, он грел, не отказывался, но при этом грохотал, как трактор, и примерно так же пах
). Над потолком у нас всю ночь работала, очевидно, подпольная типография
(во всяком случае, с рассветом этот грохот закончился). Полотенца и постельное белье были, по-моему, тех же времен, что и постройки Петры, и не уверена, что с тех пор их кто-то стирал, а на раковине стоял начатый шампунь. Поэтому, когда в пять утра закричал муэдзин, меня это уже только развлекло. Спали мы, напялив на себя все, что смогли: одеяла, покрывало, полотенца. Зато утром!!! Но об этом чуть позже
…