"Вишневый сад" Чехова я смотрела на сцене впервые, каюсь. Конечно, школьницею пьесу читала по программе и даже как-то "анализировала", но сценических версий не видела, кроме разве отрывков таганковского "Сада" - и то больше ради "послушать Высоцкого". Читала серию статей Минкина в МК на тему "как Лопахин из любви к Раневской выкупил ее долги с лихвой". Вот и всё.
Отжившее и новое. Не мог Чехов поженить Лопахина с Варей, как мечтали наивные чукотские зрители, незнакомые с первоисточником, сегодня в зале. Ибо Варя - из того мира, что отжил, а он - из иного. И делать им вместе нечего совершенно. Для одних природа - храм, для других - мастерская. Они ходят сквозь друг друга. Как версии одной программы: новая видит и понимает созданное в старой, но вот старая воспринимает деятельность новой как чуждый процесс.
По большому счету, всё это я уже видела в "Береге утопии". Увы, не повезло Чехову, повезло Стоппарду со мной (условно говоря, конечно): англичанин "опередил" родного классика.
Теперь о том, как. Чем зацепить современного зрителя, чтобы он воспринял конфликт "отжившего" с "нарождающимся" как что-то близкое ему? Панков в "Ромео" противопоставляет народы, но это не то. А вот в "Свадьбе", пожалуй, то самое: советчина, такая родная и постылая и снова родная, и - вечность...
В спектакле РАМТ актуальности никакой я, грешна, не увидела. К концу в зале даже началась болтовня на местах. Внимание, как и цветы на поклонах, собирали своими появлениями Красилов, Редько, Исаев. Еще мне понравилась Шарлотта! Вот бы ей историю... При этом все играют хорошо и замечательно... но я как-то не поняла, зачем зрителей сажать на сцене и на ней же играть? В ТЮЗе "Роберто Зукко" так сделан, чтобы нас напугать, заперев за темным занавесом с маньяком. "Лоренцаччо" обитает в зале - не с нами. Сегодня я увидела много много много белой ткани, имитирующей "сад" и скрывающей от нас почему-то кучу интересного - бал, фокусы, стихи... в эти моменты перед публикой ничего не происходит - сидим, завидуем, как им там весело... провожаем взглядом быстро бегающих из конца в конец мимо нас Варю, Петю и др.
Были разные мысли, но общая апатия действия меня заразила, не собираются они как-то в слова.
Епиходов поначалу показался упрощенной версией Белинского: вошел в картузе, уронил цветы, опрокинул стул, робея с барышней. Потом рассеялось. Заносчивый конторщик с револьвером в кармане и страхом в сердечке завоевал нас и радовал каждым выходом. Ах, Дуняша, как ты была неправа