Кшиштоф Занусси расскажет в Москве о вреде кнопок «Отменить» и «Обновить»11.03.2010 в 00:33 ,
обновлено 11.03.2010 в 00:42 Ольга Романцова
Режиссер Кшиштоф Занусси на репетиции спектакля "Доказательство" в Российском академическом молодежном театре. Прославленный кинорежиссер Кшиштоф Занусси выпускает в московском РАМТе премьеру спектакля «Доказательство» по пьесе Дэвида Оберна. Спектакль, который впервые сыграют 18 и 19 марта, подготовлен по европейской модели: его репетировали всего 5 недель. Как рассказал Заннусси GZT.RU, одна из тем спектакля — подверженность современного поколения иллюзии, что жизнь устроена, как компьютер.
Три из пяти недель репетиций актеры РАМТа жили и работали в доме Кшиштофа Занусси в Варшаве, две оставшиеся — репетировали в Москве, рассказали участники проекта на пресс-конференции 10 марта.
Первые недели работы в Варшаве актеры с головой погрузились в работу. Репетиции начинались в 10 утра, а не в 11, как принято в российских театрах, и продолжались до 11 вечера с перерывами на обед и ужин. Уже на третий день актеры от читки текста перешли к первым сценическим пробам. И хотя выходные у них все-таки были, они оказались в ситуации людей, изучающих иностранный язык в режиме суперинтенсивного курса. По словам Занусси, он всегда работает в таком режиме.
Актер Евгений Редько, сыгравший одного из главных героев — гениального профессора математики, чтобы не отвлекаться от работы над ролью, даже не поехал из Варшавы в Париж на выходные вместе с Занусси и коллегами. «Есть поговорка „Париж стоит мессы“, я сделал все наоборот: не поехал в Париж, и пошел на мессу в церковь. Это помогло мне сосредоточиться и всерьез поработать над ролью»,— сказал актер.
Материал, который актеры изучали во время репетиций, оказался на редкость интересным, говорят они. Пьеса Дэвида Оберна до этого не ставилась в России и ранее не переводилась на русский язык — ее перевод сделали специально для спектакля. На Западе «Доказательство» знают гораздо лучше. В 2005 году пьесу Оберна экранизовал кинорежиссер Джон Мэдден, а главные роли в его картине «Доказательство» сыграли Энтони Хопкинс, Гвинет Пэлтроу и Джек Гилленхал.
Удачный завтрак
Знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси, лауреат Венецианского, Каннского, Московского и множества других кинофестивалей, был приглашен на постановку в Москву благодаря счастливой случайности. Он и художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин оказались за одним столом на завтраке во время кинофестиваля в Баку. Разговорились, и Бородин, зная, что Занусси не только снимает кино, но и ставит спектакли во многих странах мира, заговорил с ним о возможности совместной работы. Кинорежиссер предложил «Доказательство», которое за 7 лет до этого ставил в Германии.
Занусси в России и не только
Раньше Занусси уже ставил спектакли в России. В первый раз это случилась в 1991 году в МХТ имени Чехова: режиссер поставил там свою пьесу «Игры женщин», в которой одну из главных ролей сыграла Екатерина Васильева. После этого Занусси в 2008 году поставил в Новосибирском театре «Старый дом» американскую пьесу «Дуэт», рассказывающую о двух великих актрисах XIX века — Саре Бернар и Элеоноре Дузе.
Кинорежиссер часто бывает в России. В Москве он проводит мастер-классы на Высших режиссерских курсах, и занимается со студентами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, который избрал его почетным доктором. Эти студенты частенько проводят по несколько недель в доме Занусси в Варшаве, поскольку мэтр считает, что режиссерское мастерство надо передавать из рук в руки, от учителя к ученику, как любое ремесло.
Правда, больше всего кинорежиссера интересуют сейчас лекции, которые он проводит в Варшавском политехническом институте и вузах разных стран, где готовят не творческих, а технических и гуманитарных специалистов. «Во время этих лекций я рассказываю студентам о разных жизненных стратегиях и в качестве иллюстрации показываю фрагменты разных фильмов»,— говорит режиссер.
Занусси снова обратился к «Доказательству», поскольку тема этой пьесы кажется ему очень актуальной. В ней ставятся вопросы о том, как отличить гения от сумасшедшего, как провести грань между гениальной идеей и психической болезнью, какие поступки считать нормальными, а какие — нет.
Эту проблему пытается решить один из героев «Доказательства» — молодой аспирант (Денис Баландин), который приехал в дом своего умершего профессора, чтобы разобраться в его бумагах. Он нашел тетрадь с гениальным математическим доказательством, и пытается разобраться, кто автор рукописи — профессор или его младшая дочь (Нелли Уварова), девушка очень странная, но наделенная уникальными математическими способностями. В сущности, «Доказательство» напоминает пьесу Тома Стоппарда «Аркадия».
Как отметил Занусси в интервью GZT.RU, в «Доказательстве» поднимаются и другие важные проблемы. Одна из них — «эффект, который возникает у молодого человека, привыкшего работать на компьютере», сказал он. «Ему кажется, что всегда можно сделать шаг назад. Например, вы сделали ошибку, нажимаете кнопку, и ваша ошибка исчезает с экрана. Или нажимаете другую кнопку, и интернет-сайт обновляется. Но жизнь строится по абсолютно другим законам. И многие из молодых людей не понимают, что принятые ими решения останутся с ними на всю жизнь. Даже если это решения ошибочные. С ними останутся ошибочная дружба, ошибочная учеба, любое ошибочное решение. Если они что-то сделали, их поступки уже никуда не денутся. Можно попытаться что-то исправить. Но забыть, вычеркнуть из жизни этот поступок невозможно»,— объясняет режиссер.
http://www.gzt.ru/topnews/culture/-kshi ... 94981.htmlКшиштоф Занусси: "Я не только не употребляю водки, но и не употребляю попсу"11.03.2010 в 00:41 ,
обновлено 11.03.2010 в 00:43 Ольга Романцова 0
Источник: Давид Скоблевский
Режиссер Кшиштоф Занусси. Польский режиссер Кшиштоф Занусси представил в Москве свою постановку пьесы "Доказательство", которую он осуществил с актерами РАМТа и которую представят публике 18-19 марта. Корреспонденту GZT.RU прославленный режиссер рассказал о своем спектакле, о своем отношении к алкоголю и к российским режиссерам.
Русская постановка "Доказательства" будет сильно отличаться от немецкой?
Я сохранил прежнюю сценографию, только мы сделали ее новый вариант, предназначенный для сцены Российского академического молодежного театра. По моему замыслу, события пьесы развиваются не там, где сказано у автора, а в другом месте. Кроме того, в спектакле играют русские актеры, и от этого он выглядит абсолютно по-другому.
Как вам с ними работалось?
Они стали абсолютно полноценными партнерами, и у нас во время работы возникли партнерские взаимоотношения, которыми я очень горжусь. За время репетиций я ни разу не повысил голоса, у нас не возникало проблем, решая которые мне пришлось бы использовать свой авторитет или показывать свою власть.
В театре меня больше всего привлекает живая, лабораторная работа. Мне нравится, когда во время репетиции идет живой процесс. Я не предлагаю, как сыграть тот или иной момент, даже если мне кажется, что это гениальное решение. Я привык дожидаться, пока актеры проявят инициативу, сами что-то предложат. Актеры РАМТа были готовы к такой работе. Во время репетиций они приносили интересные предложения, чувствовали себя свободно. И я их не ограничивал. С хорошими партнерами работать всегда интереснее, с ними я могу себе позволить придумывать что-то неожиданное или рискнуть. Так что многие сцены они сыграют не так, как играли актеры в Германии.
Вы и вправду думаете, что через 5 недель репетиций спектакль полностью готов?
Конечно, можно работать над ним до конца жизни. В театре все время что-то меняется, спектакль может измениться даже в зависимости от погоды. Но наступает момент, когда режиссер должен поставить решающую точку.
Часто ли вы ставите спектакли?
Не так часто. Хотя в этом году поставил уже второй, для меня это просто ненормально. Первым был 20-минутный монолог по моей пьесе на вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Фредерика Шопена.
В театре вы работает иначе, чем в кино?
Конечно. Представьте себе фильм, в котором актеры два с лишним часа играют только на общем плане! Хотя я сознательно ставлю пьесы, словесная ткань которых очень похожа на киносценарий. В театре иногда работать проще, чем в кино. Там сделанная ошибка остается навсегда. В театре можно еще что-то исправить.
А как вы относитесь к спектаклям, в которых постановочные эффекты важнее, чем игра актеров?
В театре я чувствую себя как дома, если на сцене возникает ткань, материя, близкая кино. Но есть много интересных спектаклей, которые я с удовольствием смотрю как зритель. Мне нравятся сделанные режиссерами замечательные, сложносочиненные зрелища, но я никогда не стал бы такие ставить. Хотя я с удовольствием их смотрю.
На какого зрителя вы рассчитываете, ставя спектакль или снимая фильм? Можете ли вы сказать, что делаете это для себя?
Не могу сказать, что я ставлю спектакль для себя, а не для зрителей. Скорее наоборот. Я больше всего надеюсь на молодого зрителя который приходит в театр. В РАМТе молодых зрителей довольно много. По-моему, сюжет пьесы «Доказательство» тоже касается молодых людей. В ней есть несколько важных тем. К примеру, сейчас существует возрастной ценз не только в спорте, но и в науке. И время, когда человек способен на какие-то прорывы и рекорды, все чаще сдвигается к началу его жизни. Порой можно просто не заметить, что человек уже прошел свой самый важный творческий период. Мне кажется, что это важно понять не только людям, которые занимаются наукой.
В пьесе «Доказательство» затронута еще одна очень важная проблема. Это эффект, который возникает у молодого человека, привыкшего работать на компьютере. Ему кажется, что всегда можно сделать шаг назад. Например, вы сделали ошибку, нажимаете кнопку, и ваша ошибка исчезает с экрана. Или нажимаете другую кнопку, и интернет-сайт обновляется. Но жизнь строится по абсолютно другим законам. И многие из молодых людей не понимают, что принятые ими решения останутся с ними на всю жизнь. Даже если это решения ошибочные. С ними останутся ошибочная дружба, ошибочная учеба, любое ошибочное решение. Если они что-то сделали, их поступки уже никуда не денутся. Можно попытаться что-то исправить. Но забыть, вычеркнуть из жизни этот поступок невозможно. И пьеса «Доказательство» об этом напоминает. На мой взгляд, эта тема не менее важна, чем проблема нормальности, которая возникает в «Доказательстве».
Вы когда-нибудь оказывались в ситуации героев этой пьесы? Нужно ли вам было доказывать, что вы — нормальный человек?
Мне все время приходится это делать. Например, я не пью водки и других крепких напитков, и многие считают, что это ненормально, подозрительно. Кроме того, я не только не употребляю водки, но и не употребляю попсу. Не смотрю комиксы, не слушаю поп-музыки, не читаю поп-романов. В общем, не соответствую закону нормального распределения в природе, открытому Гауссом.
Вам интересен кто-нибудь из российских кинорежиссеров?
С огромным вниманием смотрю фильмы Алексея Германа-младшего. Редко бывает, что молодой человек продолжает идеи своего отца. Мне нравятся фильмы Павла Чухрая. Он так же талантлив, как его отец, Григорий Чухрай, один из выдающихся режиссеров советского кино.
http://www.gzt.ru/topnews/culture/-kshi ... 95000.html