отсюда -
http://www.gazeta-da.ru/node/706ВПЕРВЫЕ НА СЦЕНЕ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА «МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО»Опубликовано 3 июнь 2008
Разделы: Номер от 04.06.2008 №22 (491) • Когда закончены дела... • Культура
В Московском театре «Мастерская Петра Фоменко»
состоялся спектакль, поставленный
режиссером-постановщиком Алексеем Чернобаем.
Комитрагедию Алексея Слаповского «Не такой, как все»
играли актеры столичных театров Евгений Редько
и другие хорошо известные александровцам мастера подмостков.
Никогда раньше на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» ни одна другая труппа, а тем более театр «с периферии», своих спектаклей не показывали. Впервые выехал в столицу и ГАМТД.
Каким образом это стало возможным? Истина, наверное, останется скрытой от обычного зрителя, хотя известно, что именно Петр Наумович Фоменко по старинной традиции вбил на счастье медный пятак в сцену Городского Александровского муниципального театра драмы около 10-ти лет назад. Все в Александрове хорошо знают и другое, что Алексей Сергеевич Чернобай считался лучшим студентом того - не такого уж далекого - выпуска, который вел опять-таки П.Фоменко.
Не будем гадать, лучше послушаем, что сказали после спектакля те, кому по силам оценить удивительное для Александрова событие, а возможно - эпохальный шаг. Но почему мы даем слово участникам постановки спектакля не «до», а «после» этих двух важнейших дней в Москве? Да потому что накануне спектакля никто из служителей Мельпомены слова не вымолвит - такова сила суеверий в театральной среде. И потом: кто же до экзамена знает, с какой оценкой в зачетке выйдет из аудитории, где сидят жутко привередливые, хотя и справедливые экзаменаторы?!
Работники ГАМТД, в самом деле, восприняли выпавшую им счастливую возможность в течение двух вечеров работать на сцене «Мастерской Петра Фоменко», как экзамен на профессионализм. Дрожали все без исключения. Возможно, больше всех дрожал сам выпускник мастерской П.Фоменко А.Чернобай. Об остальных и говорить нечего. Выходить на сцену перед самим Петром Наумовичем спокойно не удастся в России никому. И сейчас в театре в один голос рассказывают об успешном окончании этакой дипломной работы александровцев.
Антрепризный театр, не имеющий собственной постоянной труппы, целиком и полностью зависит от расписания приглашенных на спектакль актеров. И, надо же, так совпало, что во время спектакля не случилось ни одного срыва. Все актеры были в эти два вечера на месте, здоровы и полны желания играть. Теперь понятно, что дал ростки огромный предварительный труд, в первую очередь, Алексея Сергеевича Чернобая, поскольку верить в удачу - это одно, а тщательно готовиться к спектаклю, максимально используя талант и навыки - совершенно иное.
Правда, большой сцены нашему театру поначалу не предложили. И даже старый зал (он здесь называется «серым») был заполнен на 2/3. Но можно сказать и по-другому: на спектакль практически никому доселе не известного в Москве режиссера-постановщика пришли около сотни весьма искушенных зрителей! А уж после того, как спектакль оценил сам мэтр, слова которого мы приведем отдельно, можно было открывать шампанское. На следующий день зал был заполнен до отказа, аншлаг! (В скобках скажем, что во время очередных московских гастролей александровцам предложено выйти уже на новую - одновременно и большую, чем в этот раз - сцену Театра «Мастерская Петра Фоменко». И кем предложено! Самим Петром Наумовичем!).
Зал был великолепен! Зрители «дышали вместе с актерами», реагировали на любые, самые незаметные, ремарки. Некоторые сцены прерывались овациями. Автор сценария Алексей Слаповский признался, что забыл на эти полтора часа обо всем, что это был лучший из спектаклей, поставленных по его произведениям. Так что, «твердую пятерку» александровцы заслужили.
Не ждите, уважаемый читатель, что мы сейчас напишем, какой именно спектакль будет ставить в Москве наш театр, и на какое время запланирована поездка в столицу. Вспомним о неизбывном суеверии театральной среды. Впрочем, о ближайшем будущем нам все-таки намекнули.
Театром только что «испечены» еще два спектакля - «Судьбу не обмануть» и «Каменный цветок», которые, по всей видимости, будут показаны и в Александрове, и во Владимире, и в других городах области. В них задействованы наши, местные артисты, главным образом, молодые студийцы, шансы которых когда-нибудь дорасти и до самой большой сцены, теперь, после гастролей ГАМТД в Московском театре «Мастерская Петра Фоменко», возрастают многократно. Есть уже среди тех, кто закончил театральную студию при ГАМТД, студенты московских театральных учебных заведений, так что, возможно, в скором времени появится в Александровском театре и собственная труппа.
Главное, конечно, заключается в том, что получена высокая оценка Петра Наумовича Фоменко. Вот что сказал в заключение второго дня гастролей, после того как по окончании спектакля прозвучали аплодисменты и на сцену вызвали автора (А.Слаповский присутствовал в зале) сам мэтр.
Во-первых, П.Фоменко подчеркнул, что создать театр в таком городе, как Александров, непросто. И, что самое главное, Петр Наумович назвал только что увиденную и услышанную им постановку событием (!) для «Мастерской Петра Фоменко».
- Я вас поздравляю и благодарю, - сказал П.Фоменко, - особенно Алексея Чернобая. Дай вам Бог здоровья и терпения! В Александрове Алексей Сергеевич выращивает артистов. Это безумно трудно! Это - истинное рождение театра!
Подводя итог гастролям, П.Фоменко ко всему прочему пожурил дирекцию театра за недостаточную организационную работу. И, наверное, зря. Потому что александровцам очень понравилась работа администрации. Сразу ощущается: профессионалы. И директор театра Андрей Воробьев, и главный администратор Вера Завгородняя, и заведующий постановочной частью Константин Лебедев очень много сделали, чтобы гастроли театра состоялись на хорошем уровне. Особенно сложно было разобраться с декорациями. В Александрове зал короче, чем в «Мастерской Петра Фоменко», но шире на 2 метра. Тем не менее, декорации были вписаны блестяще. Идеальными были свет (Сергей Подымов) и звук (Артем Рыбак). Удачно действовали юные александровские артистки Вика Денисова, Седа Хачатрян и Катя Липп, которые, исполняя за кулисами функции помощниц, творили чудеса. Как, впрочем, и монтировщики Роман Тютюнов, Денис Алексеев, которые научились идеально переставлять тяжелые предметы в полной темноте. Все они вдохновенно работали на общее дело.
Петр Наумович отметил работу художника-постановщика О.Смирновой. И можно представить, чем для Ольги Александровны стала похвала из уст театрального мэтра, выше которого, по ее мнению, в России нет никого.
Словом, в мае 2008 года Городской Александровский муниципальный театр драмы (ГАМТД) получил заслуженное благословение для дальнейшей, еще более интересной работы.
В.ПЕТРОВ