http://marisanna.livejournal.com/117683.htmlРАМТ: Доказательство Кшиштофа Занусси
Невероятно обаятельный пан Кшиштоф еще и невероятно отважен. Поставить спектакль про математиков! На это немногие способны. Такие сюжеты, как "Доказательство" ("The Proof") на сцене или на экране грозят превратиться в семейную драму, отягощенную намеками на инцест, или - что тоже не выход - в детективную историю "кто украл бумаги гения?"
На сцене РАМТа появился спектакль, где нет ни того ни другого. Есть история, где сплетаются судьбы очень разных, по-своему талантливых и при этом не слишком счастливых людей, у каждого из которых своя правда.
Вот гениальный математик, хотя и помешавшийся к концу жизни, - профессор Роберт (Евгений Редько) и его не менее одаренная дочь Кэтрин(Нелли Уварова). Правда, к началу действия профессора уже нет в живых - он существует только в памяти Кэтрин, что не мешает вести им оживленный разговор. Профессор Роберт - мастер загадывать загадки и ядовито озадачивать собеседника. Вот к чему относится его фраза о том, что "машина скоро заработает" - к восстановлению его собственных способностей - или к пробуждению математического гения в Кэтрин?
Пожалуй, отношения между ними больше всего напоминают... старого князя Болконского и княжны Марьи из "Войны и мира". Помните? Когда отец из самых лучших побуждений заставляет дочь заниматься математикой, считая ее "непохожей на остальных дур". Кэтрин(как и княжна Марья) действительно умна. И настолько любит отца со всем его старческим эгоизмом, что позволяет ломать ей жизнь. Пока у нее не остается никого и ничего - кроме математики. Нелли удается раскрыть образ Кэтрин, балансирующей, как и ее отец, между гениальностью и безумием - не выдавая зрителю главного секрета своей героини.
И тут появляется он. Бывший аспирант. Некрупный ученый. Университетский преподаватель Хал (Денис Баландин). Которому очень интересны тетради профессора. А еще ему интересна Кэтрин с ее полудетским очарованием и агрессивной искренностью. И вот: утешение-откровенность-поцелуй-ночь, проведенная вместе. И счастливая Кэтрин делится с Халом отцовскими записями. Хал тоже счастлив -но вот насколько искренен он сам? Денис не играет циника или неудачника - его герой, хотя и математик, но при этом обычный человек. А это не всегда недостаток.
Катализатором конфликта становится Клер (Ирина Низина). Ей блестяще удается роль "старшей сестры" в прямом и переносном смысле. Клер из тех людей, что с самым доброжелательным видом доводят других до истерики. У нее своя правда и своя жизнь. Ей очень нужна квартира Кэтрин и очень выгодна легенда о ненормальности младшей сестры (что вы хотите, отцовские гены).
И тут выясняется главное - последнее доказательство великого математика принадлежит не ему, а его младшей дочери. Так заявляет сама Кэтрин. Тем самым утрачивая Хала (а какой мужчина смирится с подобным превосходством со стороны женщины?!). Зато для Клер это - доказательство. Долгожданное доказательство безумия сестры.
Чем все кончится - узнаете сами. В том числе, кому же на самом деле принадлежит открытие.
Точный и тонкий перевод Сергея Таска вовлекает зрителя в отдельную - филологическую - игру смыслов. Интрига действия сохраняется до конца.
Скажу лишь, что к финалу я ожидала всего - но только не такого поворота событий.
Кшиштоф Занусси совместил сцену и кинематограф, превратив спектакль в череду выразительных раскадровок. Действие постоянно колеблется между комедией и драмой.
Тем ярче оказался финал.
Ну и под занавес - наконец-то тема вузовских преподавателей раскрыта!
Чего стоит один такой диалог между Халом и Кэтрин:
- Мне нравится преподавать.
- Наркотики пробовал? Говорят, помогает.
Нет, нам не нужны наркотики. Нам достаточно интеллекта.