РАМТ, «Портрет», 14 апреля.
В спектакле все должно быть прекрасно. Здесь – именно так.
Гигантские обломки рам, зависшие над сценой в разных плоскостях, гигантские обломки рам на сцене. Узкая койка, превращающаяся в мольберт. Тусклый желтый свет, волшебным образом перекраивающий и преображающий пространство. Гоголевский текст, гениальный, глубочайший, выверенный. И, конечно же, музыка. И музыканты. И, конечно же, Евгений Редько.
Редько – невероятный. Филигранно точный, характерный, безумно энергетичный. Он очень точен в каждом жесте, в каждом слове и движении. Очень яркий – и эмоционально, и внешне. Внешность, вообще, крайне неординарная – характерная, запоминающаяся, необычная. А энергетика… Меня потряхивало в такт переливам интонаций его голоса. А еще четко помню, как во время одного из монологов на авансцене я отчетливо почувствовала движение воздуха – так ощущаешь дыхание человека, стоящего очень близко. А мы, хоть и в первом ряду – но все-таки на приличном расстоянии. Я несколько минут ошеломленно обмозговывала этот факт – можно ли физически ощутить дыхание говорящего на расстоянии двух-трех метров? С бытовой точки зрения – нет. Но учитывая понятие «энергетика» - выходит, что можно. Все зависит от «мощности». А Редько на редкость мощный.
Редько оживил гоголевский текст – «Портрет» звучит вовсе не книжно, не как литературное чтение. Звучит живо и по-настоящему.
Просто гениально использована в спектакле музыка. Она вызывала не меньше эмоций, чем игра. Она была не фоном, не оформлением, а полноправной, определяющей частью действия. Играют струнный ансамбль «Эрмитаж» и гобой – Алексей Уткин. Играют просто великолепно, абсолютно безупречно. И музыка безупречно вплетается и в текст, и в пространство спектакля. В первой части музыка – словно отражение души, мыслей, чувств Чарткова. Она ликует, мечется и сходит с ума вместе с ним. А во второй части словно ведется диалог. О добре и зле, жизни и смерти, о важном, вечном и страшном. Мелодия и переливающийся интонациями, изменчивый голос Редько.
Спектакль прекрасен всем. Но уверенности он не внушает. Он захватывает и уводит в мир Гоголя – мистический, глубокий, сумеречный. Заставляет думать о том, о чем никогда не думалось в повседневной жизни – или не хотелось думать. Да так и бросает там.
Спектакль очень меня задел. Тема разрушенной жизни, загубленного таланта… Зависти – затмевающей все, разъедающей изнутри. Страшно.
Легче становится, когда вспоминаешь одну из сцен спектакля. Там художник, создавший дьявольский портрет, стоит на коленях, в лучах ослепительного, щедро льющегося сверху света. На его лице – облегчение, радость очищения и раскаяния.
Значит, темная, неодолимая сила, которая вертит людьми, словно бумажными куклами, и мнет их, рвет в клочья - не единственная. Значит, не все на свете подвластно этой силе. Значит, есть что-то иное – светлое, мудрое, всевидящее.
Тогда не так страшно. Тогда легче жить.
http://mirr-ra.livejournal.com/51582.html