http://valery-kichin.livejournal.com/22030.htmlО "Гоголе ближайшем"
Dec. 14th, 2009 at 11:00 PM
В фильме Натальи Бондарчук жгут второй том «Мертвых душ», гангрену успешно лечат молитвою, и сам Николай Бурляев, меча из глаз искры, восторженно читает из "Выбранных мест из переписки с друзьями" Гоголя: "Вот ведь как стал писать Николай Васильевич!". Фильм пытается ревизовать давний, середины XIX века яростный спор между сторонниками цивилизованной России и реакционерами - спор, который подытожил в своем "Письме к Гоголю" Белинский.
В финале картины поп Матвей возвещает, что враг человеческий уже опять стоит на пороге.
Приспела, стало быть, пора, и Россия, по фильму, должна вернуться на полтора века назад.
Все творчество Гоголя ставится под сомнение и подается как подход к главному произведению - "Выбранным местам...". Произведению, которое, по фильму, продиктовано едва ли не Богом. Да и не мог бы этот сусальный, не слишком умный Гоголь из немыслимо красивого фильма "Гоголь ближайший" написать "Ревизора" и "Мертвые души", как не мог бондарчуковский Пушкин написать "Тебя, твой трон я ненавижу", а бурляевский Лермонтов - "Прощай, немытая Россия!". Этим авторам писания Пушкина, Гоголя и Лермонтова нужны выборочно - как рупоры собственных, близких к паранойе идей. По логике фильма, Гоголю, возможно, стоило бы сжечь и первый том греховной поэмы тоже. Сжечь и переписать заново – уже в духе «Выбранных мест…».
Классики у нас перед кино беззащитны. Когда-то после выхода фильма "Лермонтов" за поэта в известинской «Неделе» вступился Станислав Рассадин. Когда вышла "Последняя дуэль", за Пушкина уже мало кто вступался. Теперь – полное молчание об униженном Гоголе: фильм нашей глазастой критикой проходит не замеченным. Как и предыдущий фильм Бондарчук о Пушкине, где поэт оказывался лучшим другом охранки и жертвой мирового заговора против русских гениев. И пока критика молчит, по горло занятая борьбой с "гламуром" и поисками Толстого в "Антихристе", фильмы эти "восстанавливают истину" так, что впору зрителям бить коварных иноземцев вилами, а потом в массовом порядке ринуться в Оптину пустынь молиться.
И словно бы не было полутора веков хилого, неуверенного и пугливого, но прогресса. Словно бы до мыслей и наблюдений, когда-то высказанных Белинским, сегодня мало кто способен дотянуться. Почитайте отрывок из "Письма к Гоголю" и поразитесь, как быстро мы пикируем в пропасть. Еще полвека назад это письмо изучали во всех школах. Сегодня его уже никто не помнит.
Вот несколько абзацев. Звучат едва ли не еще более актуально, чем во времена Белинского.
"Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и
мракобесия, панегирист татарских нравов - что Вы делаете?!! Взгляните себе
под ноги: ведь Вы стоите над бездною... Что Вы подобное учение опираете на
православную церковь - это я еще понимаю: лона всегда была опорою кнута и
угодницею деспотизма. Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы
нашли общего между Ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью?
Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и
мученичество запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех
пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло
за основание принцип ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть,
поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства
между людьми, - чем продолжает быть до сих пор. Но смысл учения Христова
открыт философским движением прошлого века. И вот почему какой-нибудь
Вольтер, орудием насмешки потушивший в Европе костры фанатизма и
невежества, конечно больше сын Христа, плоть от плоти и кость от костей
Его, нежели все ваши попы, архиереи, митрополиты и патриархи, восточные и
западные. Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не
новость для всякого гимназиста...
А потому, неужели Вы, автор "Ревизора" и "Мертвых душ", неужели Вы
искренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, поставив его
неизмеримо выше духовенства католического? Положим, Вы не знаете, что
католическое духовенство было чем-то, между тем как православное
духовенство никогда, ничем и нигде не было, кроме как слугою и рабом
светской власти. Но неужели и в самом деле Вы не знаете, что наше
духовенство во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?
Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? Про попа, попадью,
попову дочку, попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода,
колуханы, жеребцы? - Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских,
представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И
будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-вашему, русский народ - самый
религиозный народ в мире? - Ложь! Основа религиозности есть пиетизм,
благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие,
почесывая себе задницу. Он говорит об иконе: "Годится - молиться, не
годится - горшки покрывать". Приглядитесь попристальнее, и Вы увидите, что
это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия,
но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но
религиозность часть уживается и с ним. Живой пример Франция, где и теперь
много искренних, фанатических католиков между людьми просвещенными и
образованными и где многие, отложившись от христианства, все еще упорно
стоят за какого-то Бога. Русский народ не таков: мистическая экзальтация
вовсе не в его натуре. У него слишком много против этого здравого смысла,
ясности и положительности в уме: вот в этом-то, может быть, и заключается
огромность исторических судеб его в будущем. Религиозность не привилась в
нем даже к духовенству, ибо несколько отдельных, исключительных личностей,
отличавшихся тихою, холодною, аскетической созерцательностью, - ничего не
доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только
толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех
обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме. Его скорее можно похвалить
за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявлялась у нас
только в раскольнических сектах, столь противоположных, по духу своему,
массе народа и столь ничтожных перед нею числительностью...
Не буду распространяться о Вашем дифирамбе любовной связи русского
народа с их архиерейскими владыками. Скажу прямо: этот дифирамб ни в ком не
встретил себе сочувствия и уронил Вас в глазах даже людей, в других
отношениях очень близких к Вам по их направлению... Замечу только одно:
когда европейцем, особенно католиком, овладевает религиозный дух - он
делается обличителем неправой власти, подобно еврейским пророкам,
обличавшим в беззаконии сильных земли. У нас же наоборот, постигнет
человека (даже порядочного) болезнь, известная у врачей-психиатров под
именем mania religiosa, он тотчас же земному Богу подкурит больше, чем
небесному, да еще хватит через край, что небесный и земной Бог и хотел бы
наградить его за рабское усердие, да видит, что этим скомпрометировал бы
себя в глазах общества... Бестия наш верующий брат, русский человек!"
Напомню. кто автор этих строк: Виссарион Белинский. Лучшей рецензии на фильм Натальи Бондарчук не напишешь.