У американского фантаста Харлана Эллисона есть рассказ, который называется «У меня нет рта, а я хочу кричать». Это страшный рассказ, как и другие этого автора. Он не пугает глобальными катастрофами, не воспевает героев – он раскрывает нам жуткие бездны нашей заурядной души. Как и Алексей Слаповский в пьесе «Не такой, как все».
О, какой пьедестал воздвигло человечество понятию «оригинальности» в век унификации и обезличивания… в какой фетиш превратилась незаурядность, как тщится толпа добиться звания элиты. «Только для вас!» - кричат рекламные плакаты, преподнося очередную штамповку. И мы покупаем конвейерный эксклюзив, потому что хотим быть этими – не такими как все. Хотим допущенности, приобщенности, исключительности… «глядим в Наполеоны» со времен дуэли на Черной речке. Зачем? Прочесть десять тысяч книг – зачем? Добиться любви лучшей девушки на свете – зачем? Казалось бы, что тут непонятного. Но на самом деле это загадка века. А может быть, и вселенной…
Герой пьесы получает то, о чем мечтал в затворничестве: любовь лучшей женщины… только вот лучшая она не совсем потому, что красива и богата, а по другой причине. Она лучшая, потому что он ее любит. Ирония судьбы: она тоже любит… его… его ли? Нет, воображаемого чудака. На краткие минуты, когда он открыл женщине свое истинное лицо – или то, что он считает своим истинным лицом – она его возненавидела. И вот личина чудака вернулась, ибо герой приговорил себя за то, в чем себя обвиняет – за заурядность. Жаль, что никто никогда не расскажет ему, что этот поступок поставил его вне всякого ряда. Любить сквозь стекло. Любить истинную женщину, любящую не тебя, а приукрашенное представление о тебе, это казнь, танталова мука. «У воды – да не напиться».
Три женщины вокруг одного мужчины. Мать, жена (назовем N соответственно статусу) и любовница (хотя это теперь в прошлом). Ни одна из них не видит его так, как он сам видит себя. Но верно ли и его зрение? Что вообще означают слова «любить таким, какой ты есть», если изреченная мысль – ложь, чужая душа - потемки, а лицом к лицу лица не увидать? Какие мы есть на самом деле? Бог видит, но когда он скажет – будет поздно жить. А может быть, нас и нет вовсе – вне наших отношений с другими? Люди родятся, чтобы общаться друг с другом – и лишь в этом общении обретать свою суть. Человек должен не только построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка – он должен это сделать вместе с другим человеком. И если есть этот другой – то и без дома, дерева и ребенка жизнь пойдет тебе в зачет.
«Не такой, как все» - бессмысленная фраза. Потому что все – разные. Только за это мы друг друга и можем любить, больше не за что. И этого довольно для настоящей любви.
Евгений Редько –
Не знаю, как закончить предыдущую фразу