«Одиссей возвратился, пространством и временем полный…»
О. МандельштамЛитературный институт – в этом словосочетании есть определенная ирония, как в отмеченном на встрече наименовании МХТ «художественно-общедоступный». Конечно, умом понимаешь, что азам графомании… пардон… литературного творчества тоже нужно где-то обучать, подобно тому, как художников ведь учат законам перспективы и колорита, прежде чем те начнут вдохновенно их попирать. Но на эмоциональном уровне слова «литинститут» вызывают улыбку. Сегодня, честно сказать, этому способствовал и ход встречи, модерируемый местным профессором. Наверное, он замечательный профессор. Но встречу он явно желал построить в соответствии с правилами добра и красоты – а мы знаем, где нужно искать прибежища в подобной ситуации. Увы, таковых в зале не наблюдалось: Евгений Редько задержался на съемках и не приехал на семинар. От РАМТа присутствовали А. Бородин, И. Исаев и А. Доронин. И 90% публики, поскольку спектакль мы смотрели практически все и не по разу… и не по два.
Этот факт рождал некое сообщничество между частью «президиума» и публикой (символом которого стал переход из зала в команду театра молодого человека – победителя конкурса рецензий, прошу прощения, что не запомнила фамилию умницы-историка). Сообщники тихонько переглядывались, общаясь на уровне языка тела, неуловимого для тех, чья вторая книга не оправдала ожиданий, иногда произнося вслух слова благодарности друг другу с разнообразной степенью связности.
Поэтому оставлю в стороне медитации ведущих и перейду к «нашим». Алексей Бородин сказал сразу главный секрет: пьеса Стоппарда – о мужестве преодоления крушения иллюзий. А под конец вечера прозвучали слова из зала: «Берег Утопии» - это русская «Одиссея». Путь – вот герой этих сказаний. Путь человека, который каждый выбирает сам и проходит один. Герцен ли, мы с вами, артисты театра – все мы попутчики, и многое будет зависеть от нашего взаимодействия в этом походе. Этим пьеса Стоппарда вечна. А конкретно-исторически она, конечно, попала в нерв той части российского общества, что дебютировала в словарях. Кстати, поэтому в конечном осадке на поклонах спектакля присутствует не сто процентов пришедших. Это, простите, естественный отбор. Спектакль выбирает «своих» (не беру случаи убегания зрителя на поезд, самолет, по звонку от затопленных соседей снизу и тому подобное).
И еще. Я думаю, все-таки «Золотую маску» в этом сезоне должно дать Илье Исаеву. То, что он ее заслужил – бесспорно так, но не потому; не потому что он очень хочет ее получить (мне показалось, он равнодушен к «местам»); даже не потому что он бы очень огорчился не получив ее (такой человек способен больше порадоваться за коллегу, а невручение себе даже не заметить). Просто уважающая себя театральная премия не может позволить себе в своей истории не побывать у такого артиста, как Илья. Посмотрим, можно ли сказать это о нашей Маске.
________________
_____________
И вот такое объявление:
Цитата:
Мы рады пригласить вас на доклад в Германский исторический институт.
Вторник 14 апреля 2009 в 17.00 – доклад
Алексей Евстратов (РГГУ):
«Театр и политика в России: тема монаршего милосердия в 1740-е – 1760-е годы»
Место проведения: ИНИОН (Нахимовский проспект 51/21), малый конференц-зал. Приглашаются все желающие.
Ждем вас в институте!