отсюда -
http://www.sovetnic.info/rubrics/kultur ... NT_ID=8306Цитата:
«Если искусство будет безнравственным, мы все погибнем»
Наталья БОНДАРЧУК,
режиссер
- Почему вы решили посвятить свое творчество великим русским писателям?
- Серия картин о золотом веке России задумана мною давно. Так давно, что я сама удивляюсь. К 1999 году у нас не было ни одного нового фильма о Пушкине! Как же мы можем уважать себя, свое отечество, не снимая кино на такие темы?! Тогда, к юбилею поэта, я сделала маленький пилотный вариант. И с тех пор сняла десять серий фильма «Одна любовь души моей», посвященного Пушкину и великой семье Раевских. Там снимались замечательные актеры, в том числе Илзе Лиепа, Станислав Любшин, Александр Михайлов, Сергей Никоненко. Я считаю великолепными работы всех трех исполнителей роли Пушкина: Юрия Тарасова, Игоря Днестрянского и Сергея Безрукова. А когда мы заканчивали съемки, то родился следующий фильм - «Дуэль и смерть Пушкина», который был показан не только в России, но и в Германии, Бельгии, Франции. Только что я вернулась с фестиваля в Израиле, где также демонстрировалась эта картина. Она хорошо идет по миру. Сюда, в Самару, я приехала первый раз и тоже привезла ее с собой. Но из-за того, что уровень культуры в нашей стране упал, я чувствую, что превратилась - знаете в кого? - в передвижника. Потому что сейчас никому не нужны ни Пушкины, ни Достоевские, ни Толстые - не рейтинговые это персонажи. Но я все-таки надеюсь, что часть зрителей, увидев фильмы об этих людях, задумается и откроет их книги.
- Почему это так важно?
- Потому что выше мысли золотого века на Руси не было, а возможно уже и не будет. Ведь все эти люди были аристократами духа, с младенчества воспитанные в знании множества языков, фундаментальной философской и религиозной мысли. И никакой интернет этого не заменит. Золотой век культуры у нас один – середина XIX столетия. Потом был лишь серебряный. А бриллиантового что-то не видно… Но кто знает, может еще и наступит?
- Следующая ваша картина из этого цикла будет посвящена Гоголю?
- Да. Она называется «Гоголь ближайший», и это неслучайно. Посмотрите на картину «Явление Христа народу» Иванова. Здесь изображен Гоголь в коричневом хитоне - рядом с Христом, ближайший к нему. Именно это я и стараюсь подчеркнуть в своем новом фильме. Его духовные искания, его треволнения, падения и взлеты не только как художника, но и как человека, который замыслил жить по-христиански.
- Съемки уже начались?
- Да, первый съемочный день уже был. На главную роль утвержден Евгений Редько, а также часть актеров, которые играли в фильме про Пушкина. Юматов продолжает роль Жуковского, Юлиан Макаров в роли Николая I. Когда мы приступили к съемкам, то сначала пригласили священника и освятили этот процесс. А потом, согласно примете, разбили тарелку о камин и разобрали осколки. Начали снимать сцену единственного в жизни Гоголя сватовства, когда ему отказала мать Анны Виельгорской, девушки из великосветской семьи. Конечно, это было неизбежно, ведь у него никогда не было своего дома и вообще ничего, кроме таланта. И вот он сидит под зонтиком, который и был его домиком. Льет дождь, а за кадром звучит его письмо к Анне. Женя сыграл просто замечательно, и сейчас можно сказать, что маленький шажок навстречу художественному воплощению судьбы Гоголя уже сделан. Далее у нас запланированы съемки в Оптиной пустыни, где Гоголь был сокровенным гостем. Затем Италия, Рим, ведь половину своей творческой жизни Гоголь прожил в Италии, там он общался с Ивановым, там создал «Мертвые души».
- Кино обязательно должно содержать в себе нравственный посыл?
- Я считаю, что если даже и не ставится такая задача, оно содержит. Но вот что содержит, со знаком плюс или со знаком минус – это уже другой вопрос. Потому что свято место пусто не бывает. Этот вакуум непременно заполнится чем-то или кем-то. Я убеждена, что мысль материальна. Представьте, что мы смотрим какой-нибудь фильм о вампирах. Один художник создает сценарий, потом великолепный режиссер все это ставит, то есть материализует пространство вокруг себя. Великолепные актеры это играют, и, наконец, юношество это смотрит, добавляя свою энергию. И начинаются какие-то неадекватные поступки и убийства, потому что все неизбежно оборачивается в наше пространство. Это первым понял Гоголь. Видимо, он с детства ощущал эту тонкую материю и почувствовал колоссальную ответственность за то, что он дает России. Он был не просто популярным писателем - от него ждали пророчеств. Он был известен не менее Пушкина, а при этом у него даже копейки за душой не было. И он понял, что все, что он напишет, отзовется в русских душах. И он написал свое произведение, оклеветанное, к сожалению, Белинским, которого я тоже очень люблю – «Выбранные места из переписки с друзьями». Только сегодня можно понять всю нравственную глубину этого произведения. Если искусство и кино, в частности, будет только безнравственным, мы все погибнем. Но оно не должно быть назидательным. У нас в фильме будет много юмора, даже некоторых шокирующих моментов. Ведь Гоголь был не только великим писателем, но и большим эксцентриком. Вообще, в нашем фильме появится совершенно другой Гоголь, которого мы в советское время не знали.
- Как бы вы сами охарактеризовали свое кино?
- Я пытаюсь прикоснуться к гениальным людям, которые оставили после себя настолько яркий след и свет в искусстве, что он неистребим – он будет и после меня, и после всех нас. Как говорят, рукописи не горят. Их искусство несет в себе тонкий материальный мир. Нашу цивилизацию можно уничтожить одним нажатием кнопки, а это искусство нельзя. Поэтому я ставлю нарочито высокий барьер для себя, выше которого я никогда не прыгну. Потому что у меня нет дарования, как у Гоголя или у Пушкина. Я на своем уровне пытаюсь осмыслить их жизнь и творчество для сегодняшних людей, передать другим свою любовь к золотому веку русской культуры. Если это передастся хоть одному человеку, тогда я буду считать свою задачу выполненной.
Влад БАСОВ