Кого ни спрошу, все читали "Бесы" Достоевского. Толкнуло и меня недавно одно частное событие (студенческий показ) прочесть сей роман. Вот интересно, если бы я ознакомилась с ним раньше, чем увидела "Берег утопии", а еще лучше - до эпохи мыльных опер - другое было бы впечатление?
Первый недоуменный вопрос был: а почему все кто говорил о "Бесах", твердили "Ставрогин, Ставрогин"? Каким боком он главный герой? Потому что о нем автор спорил с издателем? А по мне, так издатель сослужил хорошую службу идее романа в целом и невольно убрал маскировку с нее, наброшенную автором в виде образа того самого Ставрогина. Николай Всеволодович - натуральный фантом. Человек без страха, без привязанностей, без интересов, без цели, праздный прохожий в сюжете и в России, лишний человек, впрочем не так, как Печорин или Онегин, хотя и близко. Он ведет себя как в фантастическом сафари по своему веку - когда всё дозволено и есть страховка от турагентства. Я припомнила Спящего из романа Уэллса - тоже чужак из иного века, поднятый на знамя нигилистами далекого будущего. А еще у Стругацких был жук в муравейнике - только ему не дали проявиться, впрочем, в итоге волны всё-таки гасят ветер, и природа совместно с наукой создает сверхлюдей, удаляющихся от родившей их почвы, страдающих, но лишенных и возможности, и желания возвратиться. Исход Ставрогина, это довольно нелепое "ритуальное" самоубийство, напоминает мне исход Базарова - автор не знал, что делать со своим флоризелем, и отправил его "вверх тормашками".
А настоящие герои "Бесов" это отец и сын Верховенские. Степан, вольнодумец отживающий, и Пётр, вольнодумец актуальный - ну, настолько актуальный, как это понимал Достоевский, не заметивший, несмотря на "Колокол", ни рабочего класса, прошедшего стороной с мирными намерениями, ни объективного (отнюдь не нигилистами спровоцированного) развала России. Только пару слов с трибуны на бале дал сказать "маньяку" - и стушевался. Еще, да простит меня ФМ, позабавило, как он понял тезис "бытие определяет сознание". Мол, если ты попался на грабеже, беги скорее убей свою мать, и тебе посочувствуют и оправдают из моды. Детский лепет; впрочем, бытие определяет сознание...
Сознай что ты счастлив - и будешь счастлив? Пелевинское что-то, да? Научи каплю радоваться, что она часть потока, и она перестанет бояться личной смерти.
Самое же ценное, по-моему, в романе - это шигалевская "утопия". Глаза на лоб лезут от провидчества ФМ. Радоваться никто такому "раю" не может, но "дурным или хорошим всё делают наши понятия".