Раз Фандорин, два Фандорин
Растоманы и эрастоманы - это не одно и то же. И не стоит их путать. Первые живут где-то в районе да-лекой Ямайки, днями и ночами слушают музыку рэгги, пьют ром, занимаются активным ничегонеделанием и ведут по нашим с вами среднестатистическим представлениям жизнь беспутную и, в общем-то, никчемную. Другое дело - эрастоманы. Их существование наполнено глубочайшим смыслом: найти, прочитать и придумать собственный фи-нал очередного романа о приключениях своего любимого и единственного, непревзойденного сыщика Эраста Пет-ровича Фандорина, подаренного человечеству писателем Борисом Акуниным. Минувшей весной человечеству был сделан еще один подарок: Александр Адабашьян снял фильм "Азазель". А вскоре юный и трепетный Эраст Петрович появился и на театральных подмостках: очередную жизнь акунинской прозе преподнес Алексей Бородин, художественный руководитель и режиссер Российского академиче-ского молодежного театра. Его спектакль, открывший недавно очередной, 82-й, сезон этого московского театра, так и называется - "Эраст Фандорин". Название превращается в своеобразную приманку, ловушку, в которую наверня-ка попадутся зрители всех мастей и видов - и те, кому этот сыщик XIX столетия дорог, как сын родной, и те, кто просто не может пропустить события, от которого хоть чуть-чуть да попахивает "ультра-модой". И раз уж и фильму, и спектаклю суждено было появиться практически одновременно, то вольных или невольных сравнений друг с дру-гом им не избежать. Роднит их, к примеру, то, что и сценарий, и пьеса были написаны самим Борисом Акуниным, так что легендарный шик, которым пропитаны все его книги, остался в целости и сохранности. На этом, однако, любое сходство заканчивается и начинаются сплошные различия и парадоксы. То, что позволено Юпитеру, не позволено быку, то, что под силу кинематографу, театру не осилить - истина всем известная. Но в детективной истории, где весь сюжет, вся интрига строятся на нескончаемой смене планов, сцен, мест и пейзажей, смириться с этим невозможно. В РАМТе из положения вышли виртуозно: декорации, причем не условные, а самые настоящие классическо-академические, меняются постоянно, но это - динамичная и естествен-ная часть самого действия, без которой и сам Фандорин был бы не Фандорин. Даже речные мостки, с которых в один из самых душераздирающих моментов скидывают в "реку" главного героя, и те получились, как настоящие. "Реку" - и ту изобразили: но "воскресший" Эраст Петрович похож не на бравого сыщика, а, как и положено по сю-жету, на мокрую курицу. Отдельный разговор - спецэффекты - взрывы и стрельба, которыми "Эраст Фандорин" напичкан, как мастерская пиротехника. Руководству театра хорошо было бы уже при входе в зрительный зал ве-шать объявления, мол, уважаемая публика, не пугайтесь, первый выстрел раздастся через две минуты после начала спектакля, второй - через двадцать две, а уж второй акт вы точно проведете как на военном полигоне в момент уче-ний. С театром разобрались - вернемся к фильму. Он в плане скорости действия, увы, подкачал. И тут, конечно, декорации, причем роскошные, постоянно меняются, да и во взрывах недостатка нет, но и ощущение сонного цар-ства зрителя не покидает. Все так плавно и неспешно, никто никуда не спешит, будто мы не в приключенческую историю, а в дом престарелых попали. Если продолжить сравнение спектакля и фильма, то и неискушенному зрителю бросится в глаза оче-редной, самый грустный и в то же время удивительный парадокс: в картине "Азазель" подобралась блестящая арти-стическая компания, играющая не просто безупречно - виртуозно. Марина Неелова - благородная злодейка леди Эстер - вызывает умиление и страстное желание посвятить всю свою оставшуюся жизнь "главнейшей из наук - пе-дагогике". За Сергея Безрукова в роли блистательного Бриллинга хочется тут же выйти замуж, а с Сергеем Чони-швили - графом Зуровым - тут же выпить чего-нибудь покрепче компота. Много споров вызвали Эва Шикульска - Амалия Бежецкая и Илья Носков - сам Эраст Петрович, но если сделать скидку-другую на ее характерность и его молодость, то и они смотрятся очень даже ничего. Не придерешься и к "звездному" оператору Павлу Лебешеву, много лет работающему с Никитой Михалковым и снявшему в числе всего прочего "Сибирского цирюльника". Да и режиссера Александра Адабашьяна не назовешь последним человеком в нашем кинематографе. Итак, компания восхитительна, работает "на полную катушку", а фильм - так себе, ничего особенного, не караул и не катастрофа, но чего-то ему явно не хватает. Жизни, ритма, глубины, того, что принято называть перцем или изюминкой. Арти-сты играют бесподобно, но каждый вроде бы сам по себе, будто на собственном бенефисе или творческом вечере. "Азазелю" не хватает духа братства, ощущения команды, делающей одно дело. В театре - другая картина. Артисты, от которых в других спектаклях РАМТа глаз не оторвать, играют ни шатко ни валко, вполсилы, как на очередной репетиции, где не принято выкладываться. Бриллинг - Евгений Редько, кстати, звезда и одна из главных гордостей театра - не вызывает доверия с самого начала. Он мрачен и не-обаятелен - типичный злодей, от такого добра не жди. Леди Эстер - Нина Дворжецкая - пафосна и нравоучительна, ей почему-то тоже верить особо не хочется. Амалия Бежецкая - Наталья Чернявская, - которую сам автор характе-ризует как "Клеопатру" и "вечную тайну, загадку", навевает скуку, тоску и мучительную зевоту. Разгаданная какая-то загадка, Клеопатра, побитая молью. Фандорин - Петр Красилин - в общем-то, ничего, к нему придираться нельзя: у каждого свой образ Эраста Петровича, артист не виноват, что чьим-то представлениям не соответствует. Одно утешение - граф Зуров - Илья Исаев, который словно несет на своих плечах все действие. С таким зрителю не то что выпить хочется, сам бы ему на плечи сел, авось, куда-нибудь да вынесет... Вот она, обратная сторона медали - артисты особо не стараются, не перенапрягаются, а спектакль хороший. На-стоящий. Стоящий. Пахнет настоящим театром, без ненужной, за уши притянутой иронии и надоевшего минима-лизма. Все как когда-то, в старом театре, не изведавшем перемен далеко не всегда уместного модернизма. Такой настоящий, что и в зрительном зале хочется видеть мерцание лорнетов и обнаженные дамские плечи.
Анна ХРУСТАЛЕВА
_________________ La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...
|