Евгений Редько

Форум персонального сайта e-redko.ru
Текущее время: 22 ноя 2024, 01:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Мурманский вестник" от 15.10.2009
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2009, 18:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
«Петя по дороге» к народной любви
Момент побега заключенных с последующей реакцией на него кандалакшских вертухаев длился на экране ничтожно мало, минуты две, не больше. Между тем снимали его целый день, и весь этот долгий морозный и солнечный, мартовский день мы с фотокорреспондентом Львом Федосеевым провели на съемочной площадке вместе с создателями фильма «Петя по дороге в Царствие Небесное».
После выхода на экраны «Петя…» стал обладателем «Золотого Георгия» - главного приза Московского кинофестиваля. Увидеть его довелось совсем недавно - сначала по кабельному ТВ, а на минувших выходных его показали и по центральному телеканалу «Россия».
Фильм покорил в первую очередь чрезвычайно бережным обращением с материалом - одноименной повестью Михаила Кураева и тем, сколь точно передана эпоха, которая от нас уже очень далека и малопонятна - 1953 год, закат сталинской эпохи, смерть вождя. Время материально, оно проявляется в деталях, в частностях вроде манеры красить губы, что присуща жене полковника Богуславского - густо, щедро, как было принято в те годы, или ветхозаветного транспорта, которого в картине с избытком, или умело воссозданных интерьеров той поры. С первых кадров едва ли не физически ощутим его аромат. Умение вот так, зримо и точно, передать стиль и ритм прошлого - свидетельство высочайшего мастерства создателей картины, и не только главного режиссера, операторов, художников, но всей команды.
Помню, как на съемках режиссер Николай Досталь устроил настоящий разнос своим присным за то, что портсигар не совсем тот, какой нужен, не вполне достоверен.
- Я не выбирал такой портсигар! - почти в ярости кричал режиссер ассистентам. - Где все портсигары? Их же полно было. Хорошие такие, стальные!..
Вот вам принцип, который, думается, и дал результат - самая маленькая деталь, едва уловимый штришок - все должно быть достоверно, соответствовать эпохе, о которой идет речь в картине. К слову сказать, пистолеты «ТТ», которые вы видели в кадре, - боевое, табельное оружие. Киношники позаимствовали их в Кандалакше, в одной из саперных частей. Когда после съемок побега довелось мне повозиться с обоими «Токаревыми», оказалось, что оружие не просто родом из СССР, а военной поры, 1943 года выпуска. Приятно так лежит в руке. Штука надежная, в ближнем бою безотказная, говорят, даже бронежилет пробивает.
Главный герой «Пети по дороге в Царствие Небесное» - явление сколь уникальное, столь и обычное для русского мира. Он человек особый: незлобивый и добрый, немножко не от мира сего, таких на Руси называли когда-то юродивыми. Юноша великанского роста, не состоящий на службе, но самовольно взявший на себя роль автоинспектора. Необычность ситуации в том, что Петя - юродивый советский, верный всем законам тогдашней жизни. Он любит Сталина, свято верит во всю притягательную краснозвездную мишуру советского стиля с красными флагами и выборами из одного кандидата, верит партии и правительству. Более того, ему, похоже, радостно сознавать, что и сам он - часть этой мишуры, соучастник великих свершений жителей шестой части земного шара.
Замечателен, очень органичен и естественен в образе Пети артист Егор Павлов, для которого эта роль стала первой в кино. Любопытно, что снимать фильм по этой вещи Кураева готовы были уже в начале девяностых, сразу после выхода повести из печати. Но не нашли исполнителя на главную роль. А Павлов хорош, пусть и не за счет актерства, а за счет собственной органики - роста, обаяния, улыбки - безоблачной и мягкой, манеры держать себя. Егор, помнится, нам еще на съемках понравился - улыбчивый, обаятельный мальчишка, чуть-чуть застенчивый, поговорить о фильме сначала не соглашался. Он москвич, актер театра «Около дома Станиславского», в этом году должен был окончить Щукинское училище. Интересно, что будущее свое Егор - выпускник музыкальной школы по классу фортепиано, рок-музыкант - еще в марте связывал не столько с карьерой артиста, сколько с музыкой. Что ж, после успеха «Пети по дороге в Царствие Небесное» планы могут и измениться.
Жизненное пространство, в котором пребывает в своем детском инспекторстве главный герой картины, послевоенный мир кандалакшского поселка Лесной, что явлен нам Николаем Досталем, - мир патриархальный, по-домашнему родной и теплый. Отношение этого мира к Пете - нежное и внимательное, бережное - нормально. Иным оно быть не может. Здесь особенно показательно то, как ведет себя с Петей местный участковый, которого прекрасно сыграл один из любимых досталевских актеров - Владимир Капустин, исполнитель роли Варлама Шаламова в «Завещании Ленина». Старшина милиции находит время даже для того, чтобы для самозваного «инспектора» пистолет из дерева выточить! Причем для старшины поступать так не составляет усилий, для него это совершенно естественно. Он иначе не может!
Другое дело начальник местных лагерей полковник Богуславский (его роль блестяще исполнил один из лучших современных характерных актеров Роман Мадянов) - человек, которому мир русской глубинки чужд, непонятен, едва ли не враждебен, является источником дополнительных, с его точки зрения, совершенно лишних хлопот. И Петя для него - не человек, а все те же ненужные, пустяшные заботы, которые его только раздражают, выводят из равновесия. Вот и пускается он воевать с юродивым, и в войне этой, конечно, смешон и карикатурен. Вот и пистолет Петин в сугроб выбросил…
Вообще, как мне показалось, главный герой и в повести, и в фильме служит своего рода лакмусовой бумажкой, проверочным тестом для каждого, с кем сводит его судьба и поселковая жизнь. Тестом на человечность.
Именно в этом контексте показателен эпизод, где мы встречаемся не только с отцом автора повести «Петя по дороге в Царствие Небесное», в 50-е руководившим строительством каскада Нивских ГЭС, но и с самим писателем Михаилом Кураевым - еще в ребячьем его обличье. Причем в эпизоде, напрямую связанном с Петей, с отношением к нему кандалакшского мира. Директор строительства Николай Коновалов всячески подыгрывает псевдоинспектору, остановившему его машину с «проверкой», не пытается «власть употребить», понимает, насколько это глупо и неправильно, противоречит законам, укоренным в самой русской жизни. Нельзя обижать убогого. Победа над слабым унижает в первую очередь самого «победителя».
Однако полковнику НКВД такие простые истины недоступны, так же, как и сыну Коновалова. Первому - в силу природной глупости, второму - в силу возраста, детского жестокосердия. «Зачем ты с этим идиотом разговариваешь?» - спрашивает младший Коновалов отца. И тот тут же высаживает сына из машины - дает возможность осознать тот урок человеческого, внимательного отношения к людям, который ему только что преподал отец…
За фильмом - в диалогах, в мизансценах - ощутима настоящая, крепкая литературная основа. Текст блестящий, то улыбающийся, то страдающий, то гротесково-заостренный. Вот вам несколько цитат. Богуславский: «Красивой бабе закон не писан. Она сама себе закон…» Полковник же в ответ на замечание жены, почему он не разрешает своему водителю, дожидаясь гражданина начальника, сидеть в машине: «Ему еще семь лет сидеть - насидится!» А как старшина-участковый отвечает Пете на просьбу выдать ему (как инспектору!) наган - хотя бы без патронов: «У нас сейчас нет свободного нагана. Все с патронами…» А вот уже сам главный герой напутствует-предупреждает шофера, в машину которого пристроил свою беременную знакомую: «У вас в кузове женщина с живым человеком в животе…»
Как мне показалось, повесть Кураева Досталь воспроизвел, перевел на киноязык достаточно точно. Единственно, в кино Петя, пожалуй, в большей степени юродивый, чем в книге. У Кураева его главный герой изрядно увлечен идеей власти - она его согревает, чувствовать свою значимость ему чрезвычайно приятно и важно. И писатель то и дело заостряет, акцентирует на этом внимание читателей.
Все актерские работы в фильме хороши. Это касается уже названных Павлова, Капустина и Мадянова. Выразительны и Светлана Тимофеева-Летуновская (жена полковника), и Евгений Редько (доктор), за весь фильм сказавший, может быть, пару фраз, но сыгравший - лицом, на крупных планах! - безукоризненно, и Александр Коршунов в роли начальника строительства Коновалова.
Приятно и неожиданно было встретить в пространстве нового фильма актера областного драматического театра Сергея Гронского - он очень убедительно, со вкусом исполнил небольшую роль доверенного лица кандидата в депутаты Верховного Совета - самого Николая Черкасова.
Прекрасна работа оператора - очень хороший цвет, крупные планы, а натурные съемки просто завораживают: поселок, увязший в бездонном нашем кольском снегу, деревянные дома, речки и улочки, дороги. Все это заставило вспомнить Брейгеля, зимние его пейзажи, и, естественно, «Зеркало» Тарковского, где нота фламандского живописца звучит отчетливо, осознанно. Как же много в новой картине Досталя снега! Это своего рода камертон «Пети по дороге в Царствие Небесное» - снег в фильме чистый, бескрайний, яркий от вернувшегося из полярного забытья солнца. В этом-то снегу и гибнет главный герой картины.
Смерть Пети - внешне совершенно случайная. Можно счесть ее закономерной в контексте столкновения исконного русского мира, частью которого является юродивый, и тех оснований и правил, что пришли в маленький заполярный поселок вместе с колючей проволокой, рабочей зоной и персонажами вроде полковника Богуславского. Не нужен им дурачок-то… Им зэки нужнее. Те хоть и враги народа, а все же часть системы, их можно использовать для строительства важного государственного объекта. А Петю для чего используешь? Петя - явление внесистемное. Он и пулю-то свою смертную находит потому, что идет не со всеми, другой тропой.
Дмитрий КОРЖОВ
Опубликовано: "Мурманский вестник" от 15.10.2009
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200910152208


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Петя по дороге в царствие небесное»
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2009, 15:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
ссылка на первоисточник, для желающих :geek:

http://www.imwerden.info/belousenko/boo ... _petja.htm

_________________
Блаженства суть - во всю умчаться прыть,
покрыться бронзой лунного загара,
сойти с ума, копытом землю рыть.
И дьявол с ним - какая после кара!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Петя по дороге в царствие небесное»
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 09:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 янв 2008, 15:10
Сообщения: 120
28 июня, в четверг, в 20-15, на телеканале "Новое кино" покажут этот фильм


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Петя по дороге в царствие небесное»
СообщениеДобавлено: 27 июн 2012, 02:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Это где же такой канал? :think:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: «Петя по дороге в царствие небесное»
СообщениеДобавлено: 27 июн 2012, 09:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 янв 2008, 15:10
Сообщения: 120
Наверное, из цифровых. В телесетке в программе такой есть.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB