Трубадуры слагали о ней песни "Принцесса Греза" Э.Ростана на сцене Российского академического молодежного театра
Говорят, мы живем во время, когда романтика канула в Лету, и канула безнадежно, потому что сейчас торжествуют практицизм, деловая хватка и, как повторяют многие, "не до сантиментов". Не ста-ну вдаваться в споры с прагматиками, их все равно словами не убедишь. Но тоской по истинной романтике, если разобраться толком, "болеют" очень многие и, пожалуй, прежде всего - самые юные, которые только-только вступают в жизнь. Красота чувства часто затоптана в грязь, вседозволенность губит хрупкие ду-ши. А какие-то неосознанные светлые эмоции и мечты будоражат юные сердца, будоражат, но часто не видят пути и выхода. И тут на помощь приходит искусство.
На столичной сцене недавно появились "Береника" Жана Расина (в РАМТе), "Мария Стюарт" Фридриха Шиллера (у ермоловцев) и, наконец, "Принцесса Греза" - в Российском молодежном.
Этой изумительной трагедии, выросшей из мотивов средневековой легенды, сегодня сто один год. Но она по-прежнему жива и актуальна, ибо всегда современны и даже сиюминутны те проблемы, которые вызвали ее появление: любовь, дружба, мечта, борьба со злом, самопожертвование, а в целом - стремление к целостной и бескорыстной человеческой душе. И не случайно, что в постановках "Принцессы Грезы" были заняты самые прославленные трагиче-ские актеры мира. Достаточно назвать хотя бы одну Сару Бернар, игравшую Мелисинду, восточную принцес-су, которую полюбил, услышав о ней из песен трубадуров, французский принц Жофруа и отправился в опас-ное морское путешествие, чтобы увидеть свою грезу, свою мечту, свою любовь хотя бы на мгновение, хотя бы ценою собственной жизни... А в Российском молодежном, в спектакле, поставленном режиссером Адольфом Шапиро, играют молодые актеры. Самому старшему из них, Е.Дворжецкому, еще далеко до сорока. Н.Чернявская вообще че-тыре года назад пришла на сцену, немногим старше ее - Е.Редько. Вот оно, это замечательное трио - Жофруа, Мелисинда и друг принца - трубадур Бертран. Правда, необходимо сразу же сказать и о том, что весь спек-такль, идущий на едином дыхании, - ансамбль талантливых, влюбленных в романтику и чистую правду жизни актеров. Громадная сцена театра волею сценографа Татьяны Сельвинской стала романтическим образом средневековой галеры, на которой принц, наконец, добрался до восточного города, где в изгнании жила прин-цесса. Но когда в сценах в доме принцессы возникает образ роскошного дворца, корабль все равно зримо (в кино это называется двойной экспозицией) существует, еще более, в лучшем смысле слова, "напрягая" сюжет. Очень точная атмосфера, она помогает артистам, задает верный тон всему происходящему. А что же случается на наших глазах? Страстная любовь Жофруа. "Заочная" любовь Мелисинды и ожидание встречи с Жофруа. Приход Бертрана к принцессе, чтобы позвать ее на корабль, где находится уми-рающий принц, - и... вдруг невероятной силы любовная страсть, которая почти ослепляет Мелисинду и Бер-трана... Радость, счастье разделенной любви оказываются недолговечными: ни она, ни он не могут предать принца, предать его неизбывную любовь и мечту, хотя, как поется в опере "Евгений Онегин", "счастье было так возможно, так близко...". Чувства героев сильны, возвышенны и благородны, а перед влюбленной парой встает жестокая дилемма, необходимость выбора. Что выберут они, что?.. Они выберут, мучительно отказавшись от своей любви, любовь умирающего принца. И Мелис-синда поймет, что та любовь, которой она ждала, - это прежде всего любовь Жофруа... И зрительный зал пой-мет ее, хотя в сердце каждого, кто приходит на "Принцессу Грезу", обязательно останется и горечь чувства, что Мелисинда и Бертран больше уже никогда не увидятся. Как это все трудно сыграть, да еще в контрастном преображении характеров! А актеры не только сыграли, но - прожили эту трагедию. И как прожили!.. Вооруженные замечательным поэтическим словом Эдмона Ростана, отлично неся в зал эти стихи (а это тоже немыслимо трудно!), они играют на грани нервного стресса - настолько сильно, эмоционально, пластично, темпераментно, а главное, вложив в это волнующее до бесконечности действие свои сердца, свои мечты, свой талант. Как это все важно. Повторю слова Ростана: "Кто в жизни раз хотя б узнал мечту, тому вернуться к пошлости уж трудно". Нужно ли особо говорить, как важно все это для тех самых юных душ, которым дали обилие ки-нобоевиков и эротики, через которые трудно прорваться, не потеряв в чем-то себя.
Наталья ЛАГИНА
_________________ La fleur de l'illusion produit le fruit de la réalité...
|