Цитата:
- Воооот...
- ... "дали ему гоооод. Отсидел 12 месяцев - отпустили досрочно."
семейное присловье
Вот - я и дошла до "Нюрнберга". Стоило бы раньше дойти - но не надо было. Сегодня я слышу в финальной бомбёжке "эхо" предстоящей войны. А между двух войн - растерянные люди, у которых сбиты ориентиры. Они не знают, за что зацепиться, чтобы продолжать себя уважать. Одни - держатся буквы, другие - духа, и все ощущают, что дух и буква больше никогда не будут в ладу, а может быть никогда и не были, и это последнее предположение пугает сильнее всего.
"Нюрнберг", на мой взгляд, произведение театрализованной публицистики. Цепляющее начало: мирное обсуждение актуальных тем, неожиданно, в ресторане. Постепенно разгораются страсти - и действие переносится в зал суда. Но нередко оттуда "сбегает", потому что суд напоминает о войне, а спустя два года после ее окончания она еще не хранится в сокровищнице памяти, напротив - ее хочется выкинуть на свалку воспоминаний. Правда, сие невозможно. К счастью? К несчастью?
Человек вообще - сиротливое дитя природы. Абстрактное мышление, будь оно неладно. Вторая сигнальная система во всем ее блеске - способность ко лжи и потребность в самообмане. Легче всего жить законченным циникам и святым: они нашли истину и не ищут оправданий (первые - себе, вторые - другим). А остальные 99% как ужи на сковородке - ни спрыгнуть, ни успокоиться.
Проведу параллель с фильмом Шахназарова "Белый тигр", когда после всех ужасов войны и счастья победы мы присутствуем при символическом интервью Гитлера. "Я сделал то, чего все втайне хотели", - говорит он. Говорит, конечно, о подъеме Германии, о противостоянии "советам", об истреблении надоевших меньшинств. А по сути - о том, что зверь дремлет в нас и ищет выхода. "Честь безумцу, который навеет..."
Мир, конечно, испугался нацизма с лицом Гитлера. Но, кто знает (я знаю), если лицо будет посимпатичнее, а фантазии поскромнее, может и разразится новый "сон золотой" над нашими головами - или в наших головах. Как сказал судья (ох как банально сказал): мы - то, во что мы верим. Веришь, что "если нельзя, но очень хочется, то можно" - окей. Только будь готов, что оппонент разделяет эту веру и готовит встречные меры.
Мораль идет впереди политики. Наверное, они никогда не встретятся, хотя политике очень хочется догнать и сожрать эту недотрогу. Всякая жизнь стремится сохранить себя. А разумная жизнь стремится при этом еще и остаться разумной. Но - во вторую очередь.
- ...
оправдывают себя тем, что мы не знали об уничтожении миллионов - только о сотнях. И чтоооо? - бесценная интонация Ильи Исаева. Да вот то самое, ваша честь. Честь ваша. Интересно, они действительно все вышли из своего пожизненного через пять лет?
РАМТу хочется пожелать побольше пожилых властных режиссеров. Молодые зажигают, но научить артистов ничему особо не могут. Поэтому упомяну только три актерские работы. Исаева уже упомянула. Еще Уварова. Мне ее было мало, а может, ей было трудно без нужного градуса взаимодействия себя проявить.
Вот... внезапная фигура Адвоката (Евгений Редько). Самая выдуманная фигура - потому что его подзащитный делает всё, чтобы свести его работу на нет. Кто его нанял? История. История, рассказанная в спектакле - и История. Он задаёт главный вопрос: А СУДЬИ КТО? Мюнхенский сговор. Пакт Риббентроппа-Молотова. Хиросима. Дальше не пойдем токмо краткости ради. По сути, он кричит о том, что известно вообще всем: рыба ищет где глубже, друзья. Не надо судить рыбу по ее способности влезать на деревья. Чтобы говорить о человечности, надо определиться, кого считать человеком: героя или каждого?
Я не знаю, насколько всё это согласуется с внутренним убеждением самого ЕР. Вальсирует он в финале с явным облегчением... и так красиво