Евгений Редько

Форум персонального сайта e-redko.ru
Текущее время: 21 ноя 2024, 21:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
Долгое время думала,стоит ли открывать новую тему для обсуждения. Но все-таки решила - попытаюсь.В этой теме хотелось бы подискутировать о самих Стоппардовских текстах и о том что означает для нас "Берег Утопии"...

_________________
Блаженства суть - во всю умчаться прыть,
покрыться бронзой лунного загара,
сойти с ума, копытом землю рыть.
И дьявол с ним - какая после кара!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
Ну вот, я сразу в спор :D "Берег" у нас есть в разделе :arrow: "Театр"
А вот как насчет "Розенкранц и Гильденстерн мертвы"? Кто видел этот спектакль на малой сцене Маяковки во время оно? Этакий перевертыш "Гамлета", история в Эльсиноре с точки зрения двух бывших однокашников принца. Обыватель - судьба, приговор, клеймо или просто слово?

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
Некоторое время назад я переписывалась с подругой о том что лично меня "зацепило" в "Береге утопии", кроме постановки и игры актеров. И мне подумалось,что подруга моя простит за публикацию части этого письма.
Мне бы хотелось подискутировать на эту тему, может быть я не права в каких-то оценках.
Заранее прошу прощения за неправиль расставленные знаки препинания.

Цитата:
Попытаюсь все-таки сформулировать некий анализ стопардовских текстов,тех что зацепили что-то в душе на последнем (мною виденном) спектакле и провести некие аналогии с сегодняшним днем.
-стр.158 последний абзац слова Белинского: "человек и художник не могут больше встречаться только в дверях, бывая дома по очереди. Они неотделимы друг от друга, под крышей дома живет один и тот же человек, и судить о нем можно целиком..."
Это как раз о сегодняшнем Евгении , ему это близко и именно это он хочет сказать во всех своих последних интервью, и я общем -то наверное не права в том что театр должен соблюдать нейтралитет. Это все равно не
получится так как, по словам того Чехова, написанных в гостевой Еленой, они видят на сцене человека...
-стр.202 первый абзац , опять слова Белинского:" Это слишком серьезно для жалости.. В других странах каждый по мере сил старается способствовать улучшению нравов. А в России - никакого разделения труда. Литературе приходится справляться в одиночку"
Наивный... А сегодняшняя литература вообще способствует в большинстве своем прямо противоположному. а в остальном за 200 лет ничего не изменилось...
-стр.234 последний абзац. слова Герцена:" Республика ведет себя как монархия, которую она сменила не потому что кого-то подводит вкус. Это республика только с виду.... Оказывается, существование республики
делает революцию ненужной.Более того - нежелательной. Зачем делиться властью с невеждами, которые строили баррикады. Ведь они слишком бедны, чтобы с ними считаться."
собственно говоря,наша страна наступила на эти грабли трижды... Сначала февральская революция, потом октябрьская, потом 1991 год.. Суть событий не изменилась. Герцен, несмотря на то что страшно был далек от народа. Суть ухватил совершенно верно. поэтому -то он и разочаровался в революции..
-стр. 235 продолжение того же монолога:" только не думай, что сегодняшним днем все кончится... когда рабочие повышибают двери и возьмут власть, все твои культурные ценности и тонкости, которые ты называешь торжеством порядка, сожгут в печи или отправят в выгребную яму"
Гениальное предвидение , все было именно так начиная от Веймарской республики в Германии и кончая "Цветными" революциями в странах бывшего СССР. Россия не исключение. Мы же до сих пор переписываем учебники истории и обществоведения под настроения очередной властной верхушки. А все неугодное - в топку...
-стр. 245 слова Герцена: "да у меня есть прачка, может быть даже несколько - откуда мне знать? Весь смысл держать прислугу в том и заключается, чтобы мы. счастливое меньшинство, могли сосредоточится на
нашем высшем предназначении. Философы должны иметь возможность думать, поэты - мечтать. помещики владеть землей, щеголи - совершенствовать искусство повязывать галстук.... Бал может состояться без гостей, но невозможен без слуг."
Первое что приходит в голову ,опять тоже набившее оскомину "страшно далеки они..." , но потом осознаешь ,что по сути он прав. В некоторых европейских странах нет культа профессии, человек уважаем в обществе не потому что он художник или банкир, домработница или поломойка. Главное это сколько он зарабатывает, и насколько хорошо делает свое дело. но это неизбежно рождает кастовость. Поломойки и уборщики лучше себя чувствуют среди своих, как впрочем и другие профессии тоже . отсюда родился афоризм "Лучший среди равных" ... поэтому до сих пор
жива сказка о Золушке и принце... Думаю ,что пока здравого выхода из этого нет. Как бы мы не хотели этому воспротивиться. все равно это разделение существовать будет. И всегда найдутся те кому захочется это изменить...просто долгое время складывалось так ,что в нашей стране это было неприлично. Однако во всех семьях известных литераторов, актеров, врачей, профессоров, композиторов и в советское время существовали дом работницы... они стали пропадать тогда, когда им не на что стало платить... А сейчас все возвращается на свои места. Хорошо или плохо. Не знаю. Думаю скорее хорошо. Пусть лучше хорошая няня у ребенка, чем вечно замотанная домом и работой мама или сильно престарелая бабушка. Каждый делает то, к чему у него лежит душа и
получается синергетический эффект. и ребенок хорошо воспитан и образован и родители самореализованные, а следовательно уважаемые тем самым ребенком и служащим для него примером. Хотя конечно все зависит от материального достатка. Но это всегда от него зависит. И словно в продолжение моей мысли следующая цитата из того же монолога Герцена
-стр.245 слова Герцена" До тех пор пока человек думает, что для него естественно быть съеденным или съесть другого, кому как не нам, держатся за старый порядок, при котором мы можем писать рассказы и ходить в
оперу в то время , как кто-то стирает наши сорочки? Но в ту минуту, когда люди поняли, что это разделение труда совершенно неестественно, - все кончено."
Периодически возникающие в нашей жизни марши всяческих "несогласных" до сих пор активно спекулируют на этом неестественном разделении труда, - а мы ведемся... Опять же за 200 лет мало что изменилось в сознании людей, особенно наших соотечественников.
-стр.246. Продолжение монолога Герцена:" ...теперь мы знаем, что для установления тирании не обязательно иметь императора: когда под угрозой собственность, и социал -демократы справятся"
Готова подписаться под каждым словом. Как говориться за что боролись.. . И не надо говорить о нечестной победе Единой России на выборах - это мы их выбрали, даже не голосуя за них. И в этом парадокс.. следующая фраза оттуда же практически о том же.
"Либералы хотели республики для своего узкого образованного круга. вне его - они те же консерваторы."
Это верно и сейчас, даже в большей мере, чем тогда. Для того чтобы что-то изменить надо изменить менталитет человеческий, а он изменению практически не поддается, что с ним не делай. Значит выход один
выбирать другой путь. Какой - смотря чего хотим получить, и к чему хотим придти. Но проще кричать что все плохо, чем сказать а что значит хорошо. как правило дальше общих фраз обсуждение не идет, что в
общем-то логично. Всеобщего счастья не бывает. Счастье оного ,или многих это чаще всего не счастье другого. Закон сохранения добра и зла...и потом мы уже пришли к выводу с тобой ,что логичнее сделать
счастливым конкретного человека. И если каждый постарается сделать окружающих людей чуть счастливее. В мире все может перемениться. поскольку энергия счастливого человека всегда направлении на добро и
созидание. кроме маргиналов у которых счастье только в момент разрушения. Но их немного...словно в продолжение мой мысли :
-стр.249 слова Белинского " Я бы все их променял на одно практическое действие, пусть не ведущее ни к какому идеальному обществу, но способное восстановить справедливость по отношению хоть к одному обиженному человеку." замечательные, удивительно верные слова...
-стр. 254 последний абзац. Слова Герцена:"Есть что-то глубоко человеческое в стремлении самому распоряжаться своей жизнью, пусть даже ради того чтобы ее загубить."
Опять гениальные слова и опять отрицание коммунизма и прочих его производных. И чего послеосктябрьские коммунисты так любили Герцена??? и именно по этой причине внутри каждого живет неукротимый бунтарский
дух и жажда перемен. и наконец,
-стр. 261 слова Герцена : " Я начинаю понимать, в чем фокус свободы. Свобода не может быть результатом несвободного передела. отдавать можно только добровольно., только в результате свободного выбора. Каждый из
нас должен пожертвовать тем, что он сам решит пожертвовать, сохраняя равновесие между личной свободой и потребностью в содействии с другими людьми, каждый из которых ищет такое же равновесие."..."Сколько человек
-самое большое- могут вместе выполнить этот трюк?... Двое -возможно. если они любят, да и то не всегда."

Пожалуй с этом итог вышесказанного, И итог ломки мировоззрения Герцена под влиянием окружающего мира и его собственным осознанием этих перемен. Революция - это зло. Она просто не может быть благом, как не
могут быть благом бесконечные приватизации-национализации имущества, ради какой благой цели они бы не делались. Революции дают себе право решать и не отвечать за результат... после нас хоть потоп. И ведь все
знают, что государство в силу громоздкости государственной машины неэффективный собственник. Но в национальном самосознании гуляет до сих пор, отберем у олигархов - отдадим государству. А зачем? отбирайте у
олигархов сверх доходы от использования национального богатства, заставляйте платить налоги " в белую" , заставляете соблюдать законы, а собственность отбирать зачем? зачем ломать то , что не государство строило. Это ведь тоже мини-революция. Отнять и поделить. И отнимает тот, кто сильнее на данный момент, и не факт что справедливо делит! Так лучше может на какое-то время оставить все как есть? .. Есть такой предмет в стратегическом менеджменте "теория хаоса", смысл этой теории состоит в том что хаотическое движение частиц ведет к изменению внешней и внутренней среды. И для достижения эффекта от преобразований надо "дать отстоятся" этим самым преобразованиям, но не долго, иначе хаос естественным образом упорядочивается и движение вперед останавливается...

_________________
Блаженства суть - во всю умчаться прыть,
покрыться бронзой лунного загара,
сойти с ума, копытом землю рыть.
И дьявол с ним - какая после кара!


Последний раз редактировалось nissi 31 дек 2007, 00:27, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
Цитата:
Ну вот, я сразу в спор "Берег" у нас есть в разделе "Театр"


Это взгляд на текст, а не постановку, или на игру актеров. Поэтому думаю там он будет неуместен.

_________________
Блаженства суть - во всю умчаться прыть,
покрыться бронзой лунного загара,
сойти с ума, копытом землю рыть.
И дьявол с ним - какая после кара!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
ТЕКСТ - не часть спектакля? :shock:
Кстати, стоппардовские ли тексты процитированы? Ведь герои общаются текстами статей и писем, не так ли? Кто-нибудь изучал этот вопрос дословно, кстати? :geek:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
Текст безусловно часть спектакля. я сейчас не совсем об этом...
Я дословно не изучала точно. Некоторе напоминает "Былое и думы" ,что-то из Герценовского же "Другого берега" (если не ошибаюсь,давно это было...)
В данном случае процитирован "Берег Утопии" вышедший в издательстве Иностранка зимой. :)

_________________
Блаженства суть - во всю умчаться прыть,
покрыться бронзой лунного загара,
сойти с ума, копытом землю рыть.
И дьявол с ним - какая после кара!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
"Берег"-то понятно, а вот узнать бы у переводчиков, какие источники им указывал автор. :?:

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 00:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 дек 2007, 09:50
Сообщения: 691
Откуда: Москва
Это можно поискать в сети, было несколько Стоппардовских пресс-конференций, где он подробно рассказывал об этом.

_________________
Блаженства суть - во всю умчаться прыть,
покрыться бронзой лунного загара,
сойти с ума, копытом землю рыть.
И дьявол с ним - какая после кара!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 02:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
http://inostranka.ru/ru/text/3411/
Белинский и Герцен мертвы Газета.ру
Том Стоппард дал пресс-конференцию по российскому проекту «Берег утопии», на которой рассказал об обмороке Бакунина и цене свободы.

Он получал «Оскар» и ругал Лукашенко, он любит актрису Полину Агурееву и Джеймса Бонда - последнего настолько, что даже поучаствовал с создании «Бонда 22», который выйдет лишь в следующем году. Он получил от королевы Елизаветы II британский орден «За заслуги» и стал именоваться «сэром», а шесть лет спустя, словно таджик какой, отмывал памятник на Воробьевых горах, засратый московскими гопниками. Он родился в Чехословакии, живет в Лондоне, а недавно обзавелся съемной квартирой в Нью-Йорке. Однажды его переводил Бродский, и итогом стало недовольство наших студентов-гуманитариев, вынужденных волею злых преподавателей читать всякую чушь про падающую орлом монетку (дальше редко кто забирается). А в другой раз его ставил Терри Гилльям, и итогом стала «Бразилия» - фильм, который киноманам полагается чтить как святыню.

Он получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале как режиссер, отправил Индиану Джонса в последний крестовый поход как сценарист и заставил Ленина с Крупской плясать под комические куплеты как драматург.

Он к нам опять приехал.

Он - это Том Стоппард, 70-летний англичанин с внешностью сорокалетнего светского льва. Автор пьес «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Аркадия», «Травести» и многих других, один из творцов постмодернизма, живой классик. Лучший драматург из ныне живущих.

В Москву он в последнее время зачастил вследствие того отрадного факта, что лет десять назад ему в руки случайно попала изданная в Англии книга о Белинском. Том самом «неистовом Виссарионе», который «луч света в темном царстве», и синоним понятия «литературный критик» для советских школьников. Стоппард прочитал и заинтересовался - чего же этот чахоточный, лечившийся в Париже, так рвался обратно в Россию, убеждая всех, что на Западе писатели не знают, что такое успех, и только в России «звание писателя чего-то стоит»? Заинтересовавшийся сэр Том прочел «Былое и думы» Герцена, затем перескочил на Бакунина, еще года три изучал материалы, и понял, что пора писать драму. Драма не получилась, получилась трилогия.

Трилогия называется «Берег утопии», состоит из трех пьес: «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег», а в главных героях числятся Белинский и Чаадаев, Герцен и Бакунин, Огарев и Тургенев и прочие «печальники земли русской».

Естественно, событие ранга «живой классик написал эпопею про Россию» у нас остаться незамеченным не могло ни при каких обстоятельствах. При поддержке «Роскультуры», правительства Москвы, посольства Великобритании и Британского совета возник культурологический проект «Берег утопии». Он включает в себя постановку трилогии в Российском государственном академическом Молодежном театре (девять часов театрального действа, мобилизация всего личного состава театра, режиссер-постановщик Алексей Бородин, сто семьдесят костюмов, премьера через полгода), кинофестиваль «Tom Stoppard: highlights», который пройдет в феврале будущего года, и образовательную программу «Прогулки по Берегу утопии», проводимую РАМТом совместно с мажорными московскими вузами вроде МГИМО, РГГУ, МГУ и ГУ ВШЭ.

Ну и конечно же - событие, к которому и приурочен нынешний визит мэтра - выход в «Иностранке» первого в России издания книги Тома Стоппарда «Берег утопии».

По этому поводу вчера и состоялась пресс-конференция всех причастных лиц - Тома Стоппарда, Сергея Пархоменко, Алексея Бородина и Аркадия Островского. Соответственно: автора, издателя, режиссера и переводчика.

Стоппард выглядел утомленным - он только что прилетел из Нью-Йорка, где днем раньше состоялась премьера того же самого «Берега утопии». Ушлые американцы не только успели отхватить себе второй номер (впервые трилогия была поставлена в Великобритании, российская постановка будет третьей), но и задействовали в постановке настолько звездный состав, что глаза слепит: Итан Хоук, Брайан О'Бёрн, Билли Крадап, Дженнифер Или, Эми Ирвинг, и даже успели распродать все билеты до конца сезона - по март 2007 года включительно.

Уставший мэтр во вступительном слове кратко рассказал о перипетиях американской премьеры, об обмороке, случившимся с исполнителем роли Александра Бакунина, и произнес небольшой спич о давних культурных связях России и Британии.

После чего организаторы предложили задавать вопросы.

И мэтра немедленно принялись «грузить». Стоппарда спрашивали, почему его герои не прошли испытания властью, отчего все утопии постоянно оборачиваются кровью, почем русским постоянно требуется пророк из-за рубежа, можно ли в эпоху постмодернизма оперировать понятиями «гражданственность» и «любовь к Отечеству». Корреспондент «Парка культуры» процитировал мнение Александра Бакунина о Белинском из пьесы: «Если он литературный критик, то литературным критиком был и Робеспьер», и поинтересовался, почему все наши робеспьеры - непременно литераторы, и наоборот. И моментом же получил от классика по голове за чрезмерную абсолютизацию тенденции, причем, развенчивая категоричность суждения, Стоппард продемонстрировал недюжинное знание российской истории и литературы.

Впрочем, диалог этот сэра Тома не обидел, а, наоборот, взбодрил. Он охотно ввязывался в спор, пасуя лишь на вопросах типа «Как вы относитесь к перспективам легализации применения ЛСД-25 в психиатрических исследованиях».

Мэтр отвечал, что зря мы ищем пророков на Западе - Герцен, заранее ощущая себя ущербным дикарем, приехал за мудростью в Европу, но очень быстро понял, что он умнее и честнее тамошних борцов за свободу. Что и сегодня в Европе никакой свободы нет - при всех разговорах люди добровольно замкнули свою свободу, по сути - сами отказались от нее: «В нашей стране нет никакой свободы, никакой демократии, они полностью растворены в бюрократических процедурах». И все потому, что люди почему-то однозначно решили, что если дать человеку свободу, он однозначно будет вести себя неправильно. Хотя никто особенно и не пытался.

О том, что Чернышевский правильно сказал - прежде чем перейти к утопии, придется пожить в условиях диктатуры, чтобы научиться жить как людям. К сожалению, мы этому так и не научились. О том, что утопии рушатся как раз в тот момент, когда на свободу вырываются страх и жадность.

Под конец он вообще расчувствовался: «Мне всегда приятно сюда приезжать и общаться с вашими журналистами на пресс-конференциях, меня поражает их интеллектуальный уровень. Таких серьезных и интересных вопросов мне не задавали ни в Англии, ни в Америке. Там интересуются какой-то мелочью, пустяками, пошлостью повседневной жизни. В России же журналист видит в герое пресс-конференции равноправного участника интеллектуального диалога. Это радует, напрягает и обязывает держать планку».

После чего заявил: «Россия - это отдельная планета во вселенной театра. Я написал пьесу в подарок России, но тем самым сделал подарок и себе, получив новые знания».

Подарок, впрочем, сделали и россиянам. Взявший слово директор издательства «Иностранка» Сергей Пархоменко заявил, что только что изданная книга пользуется у людей большим спросом - даже на этой пресс-конференции у него стащили 4 экземпляра. Поэтому во время этого визита Стоппарда впервые будет доступен всем желающим - 1 декабря в 18-00 на встрече с читателями в Доме книги, а 2 декабря в 14-00 - на книжной ярмарке «Non/Fiction».

Вадим Нестеров

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Размышления на тему...
СообщениеДобавлено: 31 дек 2007, 02:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2007, 00:48
Сообщения: 999
Откуда: Москва
http://teatr.newizv.ru/print/?IDNews=438
29 декабря 2005 г.
Том Стоппард
«Драматург – опасная профессия»
Катерина АНТОНОВА

Сцена из спектакля «Аркадия». Театр-студия п/р Табакова
Фото: ЕКАТЕРИНА ЦВЕТКОВА
Лауреат всех возможных в литературном мире премий – от «Тони» до «Оскара», автор пьес, которые называют «классикой драматургии ХХ века», Том СТОППАРД приехал в Москву в начале декабря, чтобы участвовать в пресс-конференции, на которой РАМТ объявил о начале работы театра над его трилогией о русской истории – «Берегом Утопии».

Стоппард принадлежит к элите драматургии. Его пьесы называют интеллектуальными, философскими. Его игры с метафизическими понятиями и цитатами могут служить примером изощренности ума и образцом плетения драматургической ткани, в которой всегда, сколь отвлеченной ни была бы взятая Стоппардом тема, есть главное, за чем мы ходим в театр,– жизнь. И обычные люди, которые сталкиваются с обыденными проблемами. Он сам говорит, что любая пьеса – это «просто история. Драматург представляет один уровень понимания, второй уровень понимания дает зритель, не коллективный зритель, а каждый, кто сидит в зрительном зале. Каждый привносит какой-то собственный смысл, а не драматург вкладывает в пьесу какую-то тайну, секрет, код, который зритель должен раскодировать. Это не так. Пьесы вообще пишутся для того, чтобы их смотрели, а не для того, чтобы о них дискутировать».

Тем не менее разнообразие затрагиваемых им в пьесах областей знаний велико: от высшей математики и лингвистики до политологии. О том, сколько месяцев просиживает Стоппард в библиотеках, прочитывая все, что только возможно, на выбранную тему, ходят легенды. Например, трилогию «Берег Утопии» Стоппард готовил 4 года и теперь взахлеб цитирует Герцена, одного из персонажей пьес: «У меня такое чувство возникает, что моя главная цель или сверхзадача, говоря театральным языком, – повернуть любой разговор к Герцену. На самом деле у меня цели такой нет. Но так случилось, что Герцен – это для меня человек на все времена. О чем бы ни шла речь, у меня мгновенно всплывают его фразы». Некоторые предполагают, что причина столь скрупулезной предварительной исследовательской работы Стоппарда в том, что у него нет высшего образования. Отучившись в университете год, он решил уйти в журналистику, где работал почти десять лет: «Будучи молодым журналистом, я много писал про театр, был за кулисами театра и познакомился с актерами, режиссерами, что помогло мне потом в моих занятиях драматургией. На самом деле быть драматургом – опасная профессия: как драматург, ты соавтор некого события, процесса, отдаешь себя в руки театра, находишься на арене, где может произойти все, что угодно. Как пройдет спектакль – абсолютно непредсказуемо. Когда романист пишет роман, он контролирует весь процесс, посылает свой роман издателям, они его печатают. И читатель, который открывает книжку во вторник, видит то же, что он увидит, когда откроет ее в четверг. А театр – это не текст. Это событие. Непредсказуемое».

Он любит сидеть на репетициях. Говорит: «Это счастье – иметь возможность участвовать в процессе и не нести при этом никакой ответственности, потому что вся ответственность лежит на режиссере». При этом в профессии режиссера он себя попробовал, и небезуспешно: за снятый им фильм по «Розенкранцу и Гильденстерну» Стоппард в 1990 году получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Занятное объяснение нашел кто-то чутью Стоппарда к языку, к его законам. Английский у Стоппарда – элегантный, ритмичный, невероятно богатый язык, сопоставимый по изысканности и множеству смысловых оттенков с уайльдовским (тем, кто может читать этих драматургов в оригинале, стоит завидовать): «Настолько мастерски владеть английским может только не англичанин по рождению». Дело в том, что сэр Том Стоппард (рыцарское звание, высшее признание заслуг гражданина перед Великобританией, было присвоено Стоппарду Елизаветой II в 1997 году) родился в 1937-м в Чехословакии и при рождении был назван Томасом Штраусслером. Спасаясь от нацистов, семья перебрались в Сингапур, где отец погиб, потом – в Индию, где мать вышла замуж за полковника британской армии. Ее дети от первого брака, два мальчика, взяли фамилию отчима – Стоппард и переехали в Англию. Поэтому, когда Тому Стоппарду говорят: «Позвольте обратиться к вам на вашем родном языке», – имея в виду английский, он отвечает: «К сожалению, я не говорю по-чешски».

Стоппард – мастер афоризмов. The days of the digital watch are numbered – хороший пример (русский вариант звучит так: «Дни цифровых часов сосчитаны», но перевод не передает красоты английской фразы). Умение сочетать изысканность и продуманность формы и смысл – не столь часто встречающееся у драматургов умение – Стоппарду присуще на всех уровнях: от композиции пьесы до почти музыкальной выстроенности каждой реплики. При этом, как ни странно, Стоппард легко идет на изменение или сокращение своего текста (в зависимости от того, что нужно данному конкретному театру, репетирующему сейчас его пьесу). Он рассказывал, что для премьеры «Прыгунов» (Jumpers) на Бродвее ему потребовалось адаптировать пьесу для американской публики: «Надо было переписать текст так, чтобы он стал чуть проще по сравнению с тем, который играли в Англии». С другой стороны, это лишний раз доказывает, что Стоппард – до мозга костей человек театра. Который при этом всю жизнь, и очень активно, занимался общественной деятельностью: «У каждого из нас есть частная жизнь и есть общественная жизнь. Каждый для себя решает, в каких пропорциях эти две жизни должны сосуществовать. Большинство людей, естественно, больше заботит своя домашняя жизнь, а политическая имеет маргинальный смысл. Но я в 70–80-е годы был вовлечен в диссидентские истории Восточной Европы, много ездил, считался экспертом в вопросе свободы слова. А моя мама, родом из Чехии, очень нервно к этому всему относилась. Говорила: почему обязательно нужно писать про Гавела? Люди хотят жить нормальной жизнью, хотят, чтобы были хорошие больницы, работа… Я ей отвечал, что есть и другие, которые живут публичной жизнью, и мы должны быть им благодарны за то, что они продолжают подбрасывать огонь в печь, иначе бы просто все затухло».

© 2005, «Театральные «НИ»

_________________
То, что нас не убивает - делает сильнее. А еще злее, подлее и равнодушнее. Лучше бы убило.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB